Рецензия на мангу Хигасимуры Акико «Kakukaku Shikajika»
Автор: Мероко
"Kakukaku Shikajika" (1 и 2 том)

Признаться честно, когда автор рецензии читал эту мангу, то не мог оторваться от нее на протяжении семи часов. Забываешь о том, кто ты, где ты, что тебе надо делать. Это та самая вещь, от которой оторваться сложно, и ты думаешь о ней, даже когда приходится откладывать чтение. А когда дочитаешь – она не выходит из головы, словно наваждение, и ты снова и снова прокручиваешь в мыслях события и слова автора, пока однажды не садишься перечитывать все с самого начала. У каждого, наверное, есть несколько тайтлов, которые занимают в сердце особое место — можно сказать, что их ты перечитываешь постоянно и будешь перечитывать всю жизнь. «Kakukaku Shikajika» («Почеркушки, бла-бла-бла») вполне может занять такое место в вашем сердце.

Хигасимура Акико за пределами Японии больше всего известна как автор «Kuragehime» («Принцесса Медуза», 2008 – по сей день). В 2010 году первые тома этой манги получили неплохую аниме-экранизацию, а сейчас еще и вышел полнометражный фильм «Принцесса Медуза» (2014). Манга, кстати, до сих пор в онгоинге и является просто-таки звездой женского дзёсэй-журнала «Kiss».

обложка 1-го тома манги "Принцесса Медуза"полнометражный фильм «Принцесса Медуза» (2014)журнал "Kiss" (№8, 2011), в котором публиковалась манга "Принцесса Медуза"

«Kakukaku Shikajika» — это автобиографическая манга Хигасимуры, которая была номинирована в 2015 году на главную премию «Манга Тайсё» и в результате победила в конкурсе, а это многое значит. Работа другого уровня, чем «Принцесса Медуза» – более серьезная, более глубокая, интересная сразу по нескольким аспектам и это однозначное MUST READ для всех без исключения. История, казалось бы, простая, но раскрыта потрясающе: с чудесным юмором, который полюбился нам еще в «Kuragehime», и со светлой грустью, от которой щемит в сердце.

журнал манги "Ribon", май 2006.

В начале истории главная героиня Акико – это очень самоуверенная старшеклассница, которая уже с самого детства знает, что хочет стать мангакой. Все свое свободное время она посвящает чтению манга-журнала для девушек «Ribon», в котором мечтает однажды напечататься, а также рисованию в школьном кружке, где все пророчат ей светлое будущее в качестве великого художника. Акико ни на секунду не сомневается в том, что взорвет мир сёдзё-манги (манги для девочек) своими великими шедеврами. Пока однажды она не знакомится с сэнсэем. Акико и ее подруга хотят после школы получить художественное образование, а для этого неплохо бы пойти на специальные подготовительные курсы к вступительным экзаменам.

Подруга советует Акико одного учителя, который берет за свои занятия смешные деньги. Однако этот учитель почему-то малоизвестен среди школьников, в его группу не так просто попасть, студия находится за пределами города, а учитель рисования из школьного кружка как-то странно и испуганно реагирует на его имя. Акико с нетерпением ожидает, что окажется лучшей в студии, что ее работы произведут впечатление на сэнсэя, а прекрасное будущее станет еще ближе. Не зря ведь все всегда хвалили ее: и родители, и учителя, и друзья. Но при первом же посещении «студии» (старенькой лачуги на отшибе), все ее амбиции разбиваются вдребезги. Сэнсэй оказывается очень суровым и странным человеком, который может поколотить ученика бамбуковым мечом, заставляет всех рисовать без передышки, запрещает разговаривать во время занятий, не щадит ни детей, ни взрослых, а один дедушка на его занятии уже который месяц пытается нарисовать обычную коробку для салфеток. И, конечно, он опускает Акико с небес на землю, публично раскритиковав ее работы.

Можно сказать, что манга затрагивает и раскрывает несколько важных тем.

Во-первых, это, конечно, взросление самой Акико. Вместе с ней читатель пройдет весь путь от амбициозной и мечтательной школьницы до студента-раздолбая на грани отчисления, обуреваемого разнообразными соблазнами, человека в поисках своего места в жизни и сомнениях, и, наконец, до мангаки Акико Хигасимуры. И это будет потрясающий путь.

Сэнсэй и Акико - главные герои манги "Kakukaku Sjikajika"

Во-вторых, вопрос таланта и творческого пути. Замечательная и важная тема. Мангаки Ядзава Ай и Умино Тика – мастера поднимать эту тему в своих произведениях и трясти твое несчастное сердце как следует, из стороны в сторону. Здесь же показано два пути развития творческого человека и его таланта. Первый – это путь сэнсэя, великого человека, которого Акико называет в ходе истории «суперменом». Человека, который начал рисовать поздно, когда ни в какой колледж его уже не возьмут и специальное образование он получить не сможет. Человека талантливого, но не получившего всенародную известность, не ставшего звездой музеев и галерей. Грустного пути, но пути великого, благодаря любви сэнсэя к своему делу. Второй путь – это путь Акико, ее сомнения на пути, ошибки и их исправление. Ее безграничная любовь к рисованию и энергия, движущая вперед. Ее рост из девочки, которая только мечтала, как чего-то добьется, до женщины, которая стала творцом. Тяжелый, но тоже, несомненно, великий путь.

И сэнсэя, и Акико объединяет главное – любовь к своему делу. И это потрясающе. Сэнсэй практически ничего не получает за свою работу, но всецело отдается ей, не переставая рисовать. Он хочет, чтобы у его учеников получилось то, чего он сам достичь не смог, на что жизнь не предоставила ему шанс. Он хочет помочь им поступить в те университеты, в которых они хотят изучать искусство. Акико предана манге с самого детства. Даже учась в университете, где ей не с кем поговорить о своем увлечении и где она не может рисовать мангу, Акико умудряется устроиться на подработку в местный магазин «Book Off» (сеть лавочек в Японии, где торгуют б/у книгами, играми, мангой и т.д., туда же можно сдавать и свои книги/мангу). Здесь она перечитывает тонну манги, умело оперируя в дальнейшем полученными познаниями. Главный толчок к тому, чтобы стать мангакой, происходит, когда Акико вынуждена устроиться на нелюбимую офисную работу. Вот тогда-то она и находит в себе силы рисовать мангу по ночам и вырывается вперед.

В-третьих, манга и искусство. Это очень интересная тема, мало где описанная ранее. Действие манги происходит в середине 90-х, когда еще не было модных сейчас манга-школ. Как правило, даже, если ты хочешь рисовать мангу – надо сначала получить художественное образование, найти что-то близкое. Очень интересно показано то, как Акико начинает сомневаться – стоит ли ей действительно продолжать изучать то, что не приносит удовлетворения, стоит ли продолжать рисовать маслом в университете? Акико долгое время не может сознаться сэнсэю, что хочет рисовать именно мангу и не хочет заниматься живописью – это не для нее. В этом они не могут поначалу понять друг друга – Акико кажется, что сэнсэй не воспринимает «аляповатые картинки» как искусство.

"Kakukaku Shikajika» - сканлейт-перевод команды "Hachimitsu Scans" с сайта https://mangafox.me/

В-четвертых, работа мангаки, рисующей в жанре сёдзё. Не вспомню настолько серьезных автобиографий на эту тему, чтобы при этом была отражена эпоха. Есть современные шедевры «Бакуман» (2008 – 2012) и «Aoi Honoo» (2007 – по сей день), рассказывающие о пути авторов манги, но это больше о сёнэнах и от мужского лица. «Kakukaku shikajika» – это история женщины-мангаки, которая любит журналы «Ribon» и «Bouquet» («Букет», ぶ〜け) и чьи первые сериальные публикации выходили в журнале «Coоkiе», когда он только открылся. Интересно то, как происходит дебют Хигасимуры – она не имеет понятия, как правильно рисовать мангу и ее первая работа нарисована….шариковой ручкой. И она побеждает в конкурсе! Правда печатать ее отказываются и советуют поменять материалы для рисования. Хорошо отражена эпоха сёдзё-манги в 90-е, когда все массово фанатеют от работ Кёко Окадзаки. Очень любопытно показана реакция семьи Акико на ее первые публикации. Когда ее отец скупает все номера журнала с ее синглом и просит показать теткам-прабабушкам, а те думают, что Акико пытается им их продать.

В-пятых, изумительно показана дружба Учителя и Ученика. Совершенно разных, но в то же время — похожих людей. Показана эта дружба не без грусти, не без слез. Сколько ошибок было сделано? Сколько было недопонимания? Сколько всего хотелось высказать сэнсэю, сколько раз хотелось признаться… Просто потрясающе, очень сопереживаешь героине и проникаешься ее чувствами. Одна из самых страшных вещей – это, когда человек знает, кем бы он хотел быть, что бы он хотел делать, но у него нет поддержки или он оказывается слаб. Любому человеку, который хочет заняться искусством, как правило, надо победить сначала многие страхи и научиться верить в себя, ни за что не отступать перед жизненными препятствиями. Любить то, что ты делаешь. И не терять эту любовь, помогать ей развиваться и обретать жизнь. Только тогда ты сам проживешь счастливейшую жизнь. И сэнсэй, и Акико – это счастливые люди, которые одержали победу, несмотря ни на что.

Резюме: Потрясающая работа, как по глубине чувств, так и по смыслу, в нее вложенному. Добрая и светлая история о творческом пути, которая происходила по-настоящему.

Автор: Мероко

Комментарии (1)
Сё Мисаки
Четверг, 14 Январь 2016 23:52

Забавно. Сам эту мангу сейчас читаю. Правда, мало свободного времени, поэтому только на шестой главе- но нравится очень)

Добавить комментарий

Закрыть