Manga Studio. Быстрый старт
Автор: skitalets
manga studio

 

В очередном своём мастер-классе Skitalets расскажет, как пользоваться таким незаменимым для художника комиксов и манги графическим редактором, как Манга Студия (сокр. MS).

Итак, вот оно – японское чудо для художников-комиксистов – большое, тяжелое и… непонятное. Что ж, попробуем разобраться, как им пользоваться.

 

1. CТАРТ

"Lets talk about us", © Skitalets

Начинаем, естественно, с создания документа. В Manga Studio есть два типа документа – страница и история.

File  New →  Story / Page или Ctrl+Alt+N / Ctrl+N

Страница представляет собой просто самостоятельный лист и особого отличия от файла, созданного в Photoshop, иметь не будет.
А вот история уже поинтереснее.
История – это несколько страниц, объединенных в один проект. Она управляет файлами страниц и позволит обозреть весь комикс целиком (правда, только в виде миниатюр «предварительного просмотра»), поменять местами листы, объединить пару страниц в развороте в одну, пронумеровать и подписать их.
Я собираюсь рисовать комикс на несколько страниц, поэтому выбираю историю.

 

Приступим к настройкам проекта

manga studio

1. Разрешение
С этим все более-менее понятно – это разрешение изображения.
К слову, у каждого слоя в MS может быть свое разрешение (возможно, кому-то это может понадобиться), здесь задается умолчание. Поскольку я рисую веб-комикс, мне вполне хватит разрешения 300 dpi, если же вы рисуете для печати, то стоит заранее уточнить у издательства (или типографии, если вы самоиздаетесь), какое нужно разрешение.
2. Цветность
Это цветовая модель документа, опять же, по умолчанию. Выбираю color – вдруг мне захочется раскрасить свой комикс?
3. Внутренний размер
Это галка, включающая или отключающая учет полей страницы (о которых ниже).
4. Размер вылетов (Bleeds)
Страшное полиграфическое слово, но не стоит им пренебрегать, если вы рисуете комикс для печати и в нем есть рисунки, доходящие до краев листа. Вылеты (блиды) – это, грубо говоря, то, что отрежется при сборке книги для ее подравнивания. Обычно вылеты равны 2-5 мм.
5. Рабочий размер листа
Finish frame – это размер страницы, на котором и будем рисовать.
6. Поля
Раздел Basic Frame задает поля на странице.
7. Размер листа
Раздел Page size задает размер листа, который впоследствии нельзя изменить. Его придется посчитать… добавив к значению из раздела Finish frame размер вылетов (bleed width), если они задавались. Если нет – то ставим такой же, как в Finish frame.
8. Порядок страниц
Здесь задаются, соответственно: количество страниц, порядок чтения (слева или справа), начальная страница (левая или правая), структура страниц (по одной или разворотом).

manga studio

В результате вышеописанных манипуляций, я имею проект на 4 страницы.

Далее я могу объединить пару страниц в одну, если мне нужно нарисовать что-либо на целый разворот. Для этого выделяю одну из страниц и вызываю контекстное меню (правой кнопкой мыши), где выбираю пункт Spread Pages (пункт Single Pages разделит страницы обратно).

Кстати, для удобства размер просмотровых миниатюр проекта можно изменять нажатием клавиш Ctrl +/-.

 

2. СЛОИ

manga studio

Ну вот, теперь можно приступать, наконец, к работе.

Вкладка Layers (слои):
(1) – непрозрачность слоя
(2) – создать новый слой
(3) – создать папку
(4) – удалить слой
(5) – заблокировать слой
(6) – свойства выделенного слоя
(7) – слой линеек (пригодится при рисовании рамок).

По умолчанию страница уже имеет два слоя: цветной и набросок. Но я предпочитаю создавать слои со своими настройками. Поэтому жму кнопку 2 (или Ctrl+Shift+N). Слою можно задать имя, указать его тип (растровый или векторный), разрешение, цветовую модель и – самое интересное – пометить его как набросок (Sketch) или чистовик (Finish). На самом слое последнее никак не отразится, рисовать на нем можно чем угодно. Параметр покажет себя только при использовании инструментов «волшебная палочка» или «заливка», а так же при экспорте в другие форматы.

 

РАСКАДРОВКА

manga studio

Набросок готов, теперь можно нарезать кадры.
В MS для этого есть специальные удобные инструменты. Вот ими и воспользуемся. Для начала создадим новый слой-линейку – Panel Ruler Layer (жмем «новый слой» и далее выбираем соответствующий тип в списке).

manga studio, рисунок Skitalets

1. Выбираем инструмент Panel Ruler Cutter (F) и режем страницу на панели.
2. Впоследствии форму кадров можно корректировать с помощью инструмента Object Selector (O). Инструмент выделяет точки или линии кадра, которые можно легко перетаскивать или удалять (через контекстное меню).
Закончив разметку, жмем правой кнопкой мыши на слое Panel Ruler Layer и растрируем его (Rasterize Layer). Так получаем слой с рамкой. Тащим его наверх, и все, что выходит за рамки, будет скрыто под белым полем (но не удалено).
(3) и (4) – интервал между панелями по вертикали и горизонтали соответственно.
(5) – ширина рамки кадра.
(6) – фиксированный наклон каждые 45 градусов.

 

4. ПЕРЬЯ

В MS довольно много разнообразных инструментов, но лично мне более всего удобны и интересны «перья». К тому же, все остальные инструменты имеют такие же настройки.

manga studiomanga studio

Вкладка General:

Size – размер.
Opticaly – прозрачность.
Stroke-in / Stroke-out – длина заострения начала / конца штриха (не рекомендую, потому что это уменьшает управляемость штриха).
Correct – коррекция линии.
(1) – сужение штриха в зависимости от скорости (рисуем медленно – не сужается).
(2) – размер пера не зависит от масштаба (приближаем или отдаляем, а визуально перо все то же).
(3) – заострять углы.
(4) – зависимость скорости рисования и степени коррекции (чем быстрее, тем больше коррекция).
(5) – зависимость масштаба и степени коррекции (больше масштаб — сильнее коррекция, хотя насчет этого пункта я не очень уверена).

Вкладка Shape:

Thickness – рекция на нажим.
Direction – реакция на наклон (если планшет позволяет).
Anti-alaising – сглаживание,
(6) – форма кончика пера.

 

5. ВЫДЕЛЕНИЕ и ЗАЛИВКА

Эти две функции имеют схожие настройки, поэтому рассмотрим их вместе на примере заливки (Fill).

manga studio

Вкладка Browse:

Browse Several – какие слои учитывать. В выпадающем списке есть три возможности: All Layers (все слои), Selected Layers (выделенные слои), Layers In The Folder (все слои в папке). Я использую все слои. Так что при заливке, я заливаю ту область, которую вижу, даже если она образуется наложением нескольких слоев.
Do not Browse – какие слои игнорировать (Sketch – набросок, Text – текст). Вот тут и пригодился слой с пометкой Sketch. Ставлю напротив него галку, и мне не приходится убирать слой наброска, чтобы он не мешал заливать.
Close Gap – позволяет заливать область, даже если в контуре есть разрывы (размер допустимой «дыры» указывается рядом).
Color Tolerance – указывает, какой тон считать за непроницаемый для заливки. Чем больше значение, тем более наплевательски заливка будет относиться к полутонам (серому).

manga studio, рисунок Skitalets

Вкладка Fill:

Expand/Reduce Area – выход заливки за границу цвета.
Add Adjoining Pixels – заливать только непрерывную область, даже если выделено несколько участков.
Anti-aliasing – сглаживание.

На словах все выглядит крайне сложно и запутанно, к тому же, многие параметры не имеют аналогов в других графических приложениях. Так что рекомендую просто попробовать включать разные параметры и подобрать оптимальный вариант.

 

6. ТЕКСТ И БАЛЛОНЫ

© Skitalets

А вот работа с текстом в MS очень неудобная. Для сравнения: Photoshop позволяет поворачивать и деформировать строку, при этом текст остается текстом и его можно редактировать. Есть и еще один существенный минус: программа не поддерживает кириллицу. Для вставки текста придется его скопировать из любого текстового редактора, но редактировать прямо в MS не получится.

Вкладка Сharacter Settings
Здесь настраивается шрифт. Ничего необычного тут нет, поэтому не буду заострять внимание.
Отмечу лишь пункт Align – выравнивание. Тут стоит учесть, что японцы, вообще-то, пишут сверху вниз, так что, если нужно выровнять текст по левому краю, то следует выбрать пункт Top.

manga studio

Вкладка Balloon Settings:
Настройки баллонов.
Программа имеет множество баллонов в библиотеке (Select Dialog Balloon From Materials), так же можно нарисовать свои баллоны и записать их в библиотеку. Настройки тоже элементарны.

Кстати, чтобы слить два баллона в один, как на примере, достаточно поместить их в одну текстовую папку (Text Folder). Которая почему-то создается через кнопку «создать слой».

 

7. ЭКСПОРТ

Еще одна особенность MS – экспорт проекта / страницы в другой формат (tif, psd, jpg и др.).

File  Export  Image File (In Pixels)

manga studio

Выбираем экспорт в растровое изображение, и MS предложит настроить параметры экспорта.
Output Size – размер. Можно экспортировать страницу, как есть, можно задать особый размер в процентах или пикселях/ миллиметрах.
Output Area – обрезать ли блиды при экспорте.
Output Color Depth – цветовая модель изображения (цветное, черно-белое).
Sketch Info – экспорт слоя наброска.
Finish Info – экспорт чистовых слоев, слоя скринтонов, текста.
Page Info – экспорт линеек, подписей страниц, нумерации и прочей вспомогательной информации.
File Settings – настройка выходного файла: имя, формат, папка для сохранения, выбор страниц из проекта (правда, можно выбрать только все страницы или непрерывный интервал).
Separate Spread – разделять разворот при экспорте (а можно экспортировать и разворотом – красить будет удобно).
Simple Preview – показать предварительный просмотр (если открыта страница, на ней отобразится все, что будет экспортированно).
Отдельно отмечу, что экспортируются только видимые слои, все, что скрыто, будет проигнорировано.

 

8. ЛОЖКА ДЕГТЯ

© Skitalets

Без нее, к сожалению, не обходится ни одно приложение. MS не исключение.

Первое, с чем я столкнулась – трансформация. Нет, возможностей у нее не меньше, чем у других графических редакторов, но вот качество… При любом малейшем искажении линия теряет четкость и гладкость, становится рваной или угловатой. И это, к сожалению, никак не лечится.

Второе – режимы наложения слоев. Их просто нет. Не самый тяжелый недостаток, но лично мне их немного не хватает.

Кстати, и заблокировать слой, как в Photoshop, нельзя. Можно только сделать его нередактируемым.
Ну и про текст я уже упоминала, не буду повторяться.

Но, несмотря на недостатки, кое в чем Manga Studio превосходит прочие «рисовалки» и заслуживает внимания. Так что не ленитесь экспериментировать!

 

 

Автор: Skitalets

Первая публикация: skitalets. Manga studio. Быстрый старт // Ruscomix magazine. – № 3. – 2012. С. 102-107.

ruscomix.deviantart.com

Комментарии (11)
Аноним
Вторник, 20 Ноябрь 2012 07:11

а ссылку на скачивание можно?

Tony Wortex
Вторник, 20 Ноябрь 2012 10:33

http://manga.smithmicro.com/buy.html

А халяву гуглите.

Аноним
Воскресенье, 24 Март 2013 18:36

большое спасибо!

Арихара
Пятница, 28 Июнь 2013 12:06

Не поможете, в Манга Студио текст печатать не хочет, цифры печатает, а буквы не хочет! Помогите~~~!

Nikki
Четверг, 8 Август 2013 12:35

>>Не поможете, в Манга Студио текст печатать не хочет, цифры печатает, а буквы не хочет! Помогите~~~!

Извините, но для кого это написано? Кириллицу программа не поддерживает, т.е. нельзя там писать русским текстом =_=

>> Есть и еще один существенный минус: программа не поддерживает кириллицу. Для вставки текста придется его скопировать из любого текстового редактора, но редактировать прямо в MS не получится.

Bybyska
Пятница, 22 Ноябрь 2013 15:52

http://postoronnim.wordpress.com/manga-studio-cyrillic/ вот обходные пути для кирилицы

Таня
Воскресенье, 19 Октябрь 2014 11:41

подскажите, а готовую и раскрашенную в черно-белых тонах страничку, можно переделать под цветную?

Елена Скиталец
Воскресенье, 19 Октябрь 2014 18:37

Таня, если я правильно поняла вопрос, то раскрашивается элементарно на цветном слое (Color model — Color при создании нового слоя).

Nireo
Пятница, 27 Март 2015 08:51

Большое спасибо за статью *U*

Анон
Суббота, 8 Август 2015 21:58

Где скачать бесплатно?

DezhAiiro
Четверг, 21 Январь 2016 17:13

А никто не знает, где указывать количество страниц комикса в Манга Студио 5? =_=

Добавить комментарий

Закрыть