Создание комикса / манги / BD
Автор: Sanspeak
© Sanspeak

В этом мастер-классе Sanspeak познакомит вас с основами раскадровки, композиции, наброска и контуровки для всех видов комикса.

Прежде чем мы начнем, хочу предупредить: ниже будут перечислены правила и законы создания комиксов. И хотя все они важны, они могут ограничить вас в творческой свободе. Поэтому помните: любые правила можно нарушать. Но для этого их сначала нужно понять.

 

Раскадровка

Рассказ нужно начинать со знакомства зрителя с окружением. Также начальные кадры задают тон и настроение. Поэтому первая панель будет большой, развернутой и показывающей место действия. Лучше всего всю первую страницу потратить на знакомство либо одним большим кадром, либо несколькими компонентами, которые будут складываться в единую картину.

© Sanspeak

Панорамный вид – не единственный способ начать историю. Используя цепочки кадров, связанных единой идеей, можно добиться атмосферности при минимальной подаче информации. Такой прием лучше использовать во «взрослых» историях.

 © Sanspeak

Количество и размер панелей зависит от событий и важности происходящего. Важные события – большой кадр. Форма панелей зависит от временных рамок: без формы кадр находится «вне времени» (что бывает удобно для подчеркивания заднего плана). Заранее рассчитывайте «пузыри» для диалогов и оставляйте немного свободного пространства вокруг персонажей, иначе картинка будет выглядеть загромождённой. Изображение в длинном кадре воспринимается как происходящее в течение длительного времени. Такие формы панелей в комиксах подходят как для очень медленных действий, так и для большого количества действия.

© Sanspeak

Например, в один кадр можно внести события, произошедшие в разное время по своей очерёдности, слева направо.

© Sanspeak
© Sanspeak

Короткие, но высокие панели означают быстрые действия – такое композиционное решение очень часто используется при боевых сценах, но вполне подходит и для диалогов при небольших объёмах текста. Не забывайте также, что действие и событие обладают разной степенью важности для сюжета. Такие панели не подходят для важных моментов.

В комиксе рекомендуется рисовать примерно шесть кадров на страницу. Можно больше – только если есть мелкие, незначительные эпизоды: не стоит втискивать в один лист много действия и сюжета. Если теснить по десятку панелей на страницу, история будет мелкой и зритель не будет в ней заинтересован. Каким бы эпичным ни был рассказ, он может получиться несущественным, если его вкачивать большими дозами в восприятие.

Направление повествования ведется слева направо. Т.е. это направление взгляда главного героя, направление его движения. Персонаж находится в левой части изображения, если приходит, и справа, если покидает место действия. Препятствия же смотрят налево и находятся справа. Простые правила, которые сильно облегчают восприятие комикса. Если читатель японец, то направление движения зеркально, справа налево.

 © Sanspeak

Одна из самых распространенных ошибок – это сохранение одного и того же плана на каждом кадре. Один и тот же ракурс утомляет читателя, «камера» должна менять свое положение – это добавляет динамики даже в самые скучные моменты. Варьируйте ракурсы, планы, пусть персонажи совершают действия и меняют положение во время диалогов, не просто жестикулируют.

© Sanspeak

Раз уж мы затронули эту тему, давайте разберем существующие планы и то, для чего они нужны.

Дальний план — для показа места действия. Персонажи в таком случае выглядят очень маленькими.

Общий план — когда видно всего персонажа. Такая композиция тоже подходит для показа места действия.

Средний план — используется, когда взаимодействуют двое или несколько человек. Вариант – вид героя по пояс.

Крупный план — когда показана лишь голова персонажа. Применяется также для выведения объекта из фона.

Макро план — когда показана отдельная деталь. Не переусердствуйте: этот план создан для экстремальных ситуаций.

Как сделать событие, например убийство, лучше/интереснее? Ответ: не показывать его. Знаю, звучит неразумно,но это так: действие за кадром на самом деле рисует в воображении зритель, и делает это так, как ему лично нравится, а не так, как это решил показать художник. Поэтому событие переживается сильнее. Это довольно распространённый приём, им пользуются в кино и сериалах: понаблюдайте, сами заметите.

© Sanspeak

Заканчивать страницу принято «крюком» (кадр-крюк). Что такое крюк? Это причина перелистнуть страницу, это вопрос без ответа или незавершенное действие. Последняя панель на странице должна заставить зрителя задаться вопросом: «Что будет дальше?» Повод может быть совершенно мелким: это неважно для истории, но важно для удержания внимания зрителя. Грамотное использование крюка заставит читателя прочитать комикс залпом, что усилит эффект от прочитанного. Не всегда есть возможность добавлять крюк на каждой странице, но того и не требуется. К тому же, поначалу специальное продумывание этого момента утомляет автора и можно наделать довольно неприятных очевидных штампов.

 

Композиция

Не смотря на то, что мы создаём комикс, вопросы правильной композиции нельзя игнорировать.

Композиция – это умение управлять вниманием зрителя, составлять объекты и выстраивать планы изображения так, чтобы взгляд мог скользить по картинке, задевая ключевые элементы. Проще говоря, это способность правильно расставлять предметы в кадре так, чтобы зритель почувствовал целостность картины. Композиция должна состоять из фона и «пятен». Если, прищурившись посмотреть на любую работу художника с правильной композицией, то можно увидеть темные отделы на светлом фоне или наоборот, светлые отделы на темном фоне. Это и есть «пятна» – один или несколько элементов разного размера, не повторяющие форму панели или друг друга. Такая композиция считается успешной и будет комфортна для восприятия.

© Sanspeak

Золотое сечение – это идеальные пропорции для восприятия человеческим глазом (в теории). Его можно использовать при построении композиции. Только не позволяйте себе ограничиваться его формами.

© Sanspeak

Визуальный центр изображения находится выше геометрического. Это связано с тем, как люди смотрят на мир: снизу вверх. Визуальный центр – это то, куда зритель должен направить свое внимание. Обычно это лицо говорящего или какое-то действие. Если картинка чуть приподнята, зрителю будет комфортнее воспринимать её. В этом правиле есть исключения: когда кадр намеренно нужно опустить (например, при взгляде «сверху»).

© Sanspeak

Контраст подразумевает выделение объекта из его окружения. Сделать темную фигуру на светлом фоне – не единственный способ разграничения. Если объект выделяется из окружения (например, маленький среди больших или радикально другой по отношению к остальным), он также выделяется. Это ещё один хороший способ управлять вниманием зрителей.

© Sanspeak

 

Наброски

Мы закончили с раскадровкой и разобрались с композицией. Это значит, настало время, наконец, перейти к занятию куда интересному – наброски. Берем кадры, которые мы подготовили, и прорабатываем их в деталях, подготавливаем к контуровке. На этом этапе важно помнить о выбранной стилистике. В зависимости от навыков, можно рисовать в реализме (максимально правильные формы, детальная проработка), концептуализме (стилизованные образы, простые геометрические формы), или пойти в сторону упрощения и работать в минимализме (голова – шар, глаза – две точки, проработаны ровно настолько, чтоб их можно было узнать). В каком бы направлении вы не работали, вам обязательно нужно собирать референс.

© Sanspeak

Референс – это набор дополнительных материалов, которые художник изучает для работы. Проще говоря, если вы хотите нарисовать дерево – найдите дерево: не рисуйте по памяти. Большинство людей мыслят образно, а не визуально: мы не держим в сознании изображения всего, с чем сталкиваемся, мы лишь можем распознать объекты по признакам, которые запомнили. Лучше использовать натуру, но если такой возможности нет, найдите фото или используйте рисунки других авторов. Отдельно нужно сказать о рисовании человеческого тела – это самое сложное, с чем сталкивается художник (особенно кисти рук и голова). Лучше всего найти самоучитель и подобрать свою собственную технику рисования, их много.

 

Контуры

Когда мы удовлетворены наброском, можно переходить к контурам. Для начала смиритесь с тем, что контуры это скучная механическая работа, но и для нее нужно соблюдать правила. Например, существуют различные виды линий, с их помощью можно задать стилистику рисунка. Конечно, в большинстве случаев, стиль зависит от изначальных набросков, но различными линиями можно подчеркнуть желаемое или добавить дополнительных свойств рисунку.

© Sanspeak

Толщина линии контуров меняется в зависимости от удаления объекта.

© Sanspeak

Цвет контуров не должен быть черным: картинка воспринимается зрителем более органично, если контур имеет цвет самого объекта. Естественно, не обязательно подбирать цвета изначально. Помните, что цвет контуров можно изменить уже после покраски.

© Sanspeak

Автор: Sanspeak

Первая публикация: sanspeak. Создание комикса // Ruscomix magazine. – № 3. – 2012. С. 4-19.

ruscomix.deviantart.com

Комментарии (1)
rosemirror
Суббота, 8 Июнь 2013 00:31

Спасибо! :)

Закрыть