книга «Манга в Японии и России. Выпуск 2»
Автор: Yuki Maguro
0001 - копия (2)

 

Из печати вышел второй научный сборник статей «Манга в Японии и России» (日露マンガ論2号, Nichiro manga ron), посвященный российско-японским исследованиям комиксов-манга.

На этот раз в нем представлены статьи не только отечественных, но и японских ученых, а также выпускников факультета манги Киотского университета Сэйка родом из Латвии и России.

Как и Первый сборник, книга состоит из трех разделов. Если в начале рассматриваются произведения, ориентированные в основном на мужскую аудиторию (жанр сёнэн), то во второй части внимание уделено тем работам, которые написаны для женщин (жанр сёдзё), третий же раздел традиционно касается анатомии манги. В книге освещается достаточно широкий круг вопросов, затрагивающих японские комиксы в промежутке с 1950-х по 2000-е годы, при этом часть статей включает в себя анализ японских анимационных фильмов.

Оглавление - вып. 2

Открывает первый раздел статья профессора Стокгольмского университета Жаклин Берндт «Вписывание комиксов-манга в историю искусства современной Японии», в которой она дает понять, что японские комиксы уже давно перестали быть чем-то несерьезным и считаются полноправным видом искусства. Далее следуют материалы, затрагивающие различную проблематику в области Manga Studies, связанную с литературоведением, социологией, историографией, искусствоведением, культурологией. Это, прежде всего, статьи о влиянии постмодернизма на становление эпохи симпатичных персонажей, начавшейся в 1990-е годы с аниме «Евангелион», и на визуальное оформление манги «Необыкновенная история острова Панорама» по одноименному рассказу Эдогавы Рампо; статьи о специфике адаптации литературных произведений в комиксах на примере романа «Граф Монте-Кристо», а также близости дискурса манги русскому читателю на примере сопоставительного анализа «Стальной тревоги!» и повести Пушкина «Капитанская дочка». Статьи об отражении виртуальной реальности («Sword Art Online», «Восхождение героя щита» и др.) или военной тематики в манге и аниме («Дзипангу», «Остров Джованни», «Порко Россо»). Завершает первый раздел обзорная статья редактора 13-го сборника «Исследования манги» (Manga Kenkyū) Коямы Масахиро, знакомящая читателей с основными теориями в области манги таких японских авторов, как Исико Дзюндзо, Такэути Осаму, Нацумэ Фусаносукэ, Ёмота Инухико, Ито Го и Идзуми Нобуюки.

Отрывок из статьи Постмодернисткие приемы в произведениях Маруо СуэхироОльга Копылова - Трансформация стиля манги на примере адаптаций романа «Граф Монте-Кристо»Фудзимото Юкари - Такахаси Макото – прародитель стиля манги для девочек (пер. с яп. Ю. Тарасюк)

Второй раздел книги посвящен японским женским комиксам, он позволяет проследить зарождение и трансформацию жанра и поднимает вопросы гендера. Так, крупнейшая исследовательница данного направления Фудзимото Юкари исследует истоки стиля манги для девочек в творчестве художника 1950-х годов Такахаси Макото. Автор книги «О гендерной символике в сёдзё-манге» Осияма Митико подробно разбирает произведение «Роза Версаля» и выводит основные характеристики типажа «девушки в мужском костюме». Далее следует статья автора-составителя сборника Юлии Магеры об истоках жанра сёнэн-ай (юношеская любовь), акцентирующая свое внимание на творчестве Такэмии Кэйко и Хагио Мото 1970-х гг. Социолог Нисихара Мари касается гендерной проблематики и показывает, как гендерные исследования распространяются на различные аспекты манги. Куратор Петербургской библиотеки комиксов Юлия Тарасюк обращается к проблеме отцов и детей, которая наиболее ярко представлена в манге Такаи Нацуки конца 1990-х начала 2000-х годов. Подытоживает второй раздел статья выпускницы киотского университета Сэйка Ольги Антоненок о жанре современной мужской манги, посвященной театру Кабуки (2000-е годы), которая заимствует приемы женской манги и тем самым успешно привлекает женскую аудиторию.

Осияма Митико - Манга «Роза Версаля»: анализ типажа «девушка в мужском костюме» (пер. с яп. А. Пушковой)Антоненок Ольга - Сёдзё-манга, вышедшая за рамки жанра: «Кабукумон» и женская аудиторияСвирин Алексей - Способы оформления флешбэка в манге (материал в таблицах)

Третий раздел книги посвящен описанию ретроспективных сцен (флешбэков) в манге с привлечением примеров из кинематографа. Здесь же содержится наглядный материал в таблицах, дающий представление о разнообразии существующих в манге способов отображения флешбэков и переходов во флешбэк. В конце книги приводится информация об авторах и расположен словарь ключевых манга-терминов на трех языках.

Contents Vol.2Japanese annotation

Надеемся, что данная книга позволит вам еще глубже окунуться в культуру аниме и манги.

Юки Магуро

Похожие темы: КНИГА «МАНГА В ЯПОНИИ И РОССИИ: СУБКУЛЬТУРА ОТАКУ, ИСТОРИЯ И АНАТОМИЯ ЯПОНСКОГО КОМИКСА»

 

Группа книги ВКонтакте: https://vk.com/nichiromangaron

Заказать 1 СБОРНИК 

Заказать 2 СБОРНИК 

Комментарии (0)
Нет комментариев

Добавить комментарий

Закрыть