Не знаю как для вас, но для меня девочки-волшебницы стали сродни святым. Посудите сами – чистые душою девы, что не щадя себя и не требуя каких-либо наград, борются ради всеобщего блага.
Жанр махо-сёдзё (яп. 魔法少女, махо: сё:дзё, «девочка-волшебница») является одним из самых значимых в японской анимации и нашел отклик в сердцах как отаку, так и далеких от аниме людей. В этой статье, на примере самых именитых представителей жанра, я хочу поведать о пути, что прошли девочки-волшебницы, сначала поочередно завоевав внимание аудитории обоих полов, а после чего и вовсе свернув на кровавый путь насилия и отчаяния. Садитесь поудобнее, дорога будет долгой.
Классическое махо-сёдзё
Свой путь волшебницы начали более пятидесяти лет назад. Основоположником жанра стало аниме «Ведьма Салли» (Mahou Tsukai Sally), вышедшее в далеком 1966 году.
Тайтл повествует нам о девочке Салли – принцессе «колдовского королевства» Астория. Переместившись в наш «средний мир», Салли с помощью магии защищает от грабителей двух девочек, которые впоследствии становятся её подругами. Решив задержаться в нашем мире с новоприобретенными подружками, Салли продолжает решать проблемы своих товарищей и знакомых при помощи магии, но при условии, что никто не узнает о её магических способностях. Таким образом, аниме «Ведьма Салли» (на пару с вышедшим в 1969 году «Секретом Акко-тян» / «Himitsu no Akko-chan») актуализировало черты, впоследствии ставшие классическими для жанра махо-сёдзё, а именно:
1) Главная героиня, примерно одного возраста с предполагаемой целевой аудиторией, обладает неким магическим даром. Чаще всего предстает перед зрителями как максимально добрый и отзывчивый персонаж, воплощающий в себе идеалы дружбы и любви.
2) Героиня обязательно должна хранить свои магические способности в секрете даже от своего самого близкого окружения.
3) Для использования магии девочке-волшебнице нужен какой-либо зачарованный предмет или магическая фраза (например, магическая фраза Салли: «Махарику Махарита Ямбараян»).
4) Героиню сопровождает какое-либо магическое существо или животное (например, котик).
Изначально жанр махо-сёдзё позиционировался как девчачий. Особое внимание уделялось процессам взросления и становления характера главной героини, на первый план также выходили такие темы, как любовь, дружба и различные этические аспекты. Но со временем он стал меняться.
Еще одной особенностью жанра является так называемый «хэнсин» (перевоплощение героя). Его кадры не меняются от серии к серии, что приводит к значительной экономии средств при производстве сериала. В привычном виде данный приём («повседневная одежда – нагота – волшебный костюм») появился после выхода в 1973 году аниме Го Нагая «Милашка Хани» (Cutie Honey). В отличие от существовавших на тот момент махо-сёдзё, рассчитанных на женское культурное потребление, принадлежность «Милашки» к этому жанру не так очевидна. Дело в том, «что телекомпания, с которой был заключен договор на его показ, не имела в тот момент технической возможности показать его в «слот» аниме для девочек, и предложила сделать это в «слоте» других экранизаций Го Нагая – сериалов жестоких и «мужских». Выбора не было, и аниматорам пришлось адаптировать эстетику «махо-сёдзё» для зрителей-юношей» [1]. В получившемся аниме перевоплощение хэнсин использовалось в качестве эксплуатации обнаженного женского тела ради привлечения мужской аудитории.
В дальнейшем та же ситуация повторилась и с культовым сериалом «Сейлор Мун», который, несмотря на то, что принадлежал к жанру сёдзе, привлек широкую мужскую аудиторию. Красочный хэнсин из «Сейлор Мун» уже повлиял на «Милашку Хани» 1990-х гг.
Боевая классика девочек-волшебниц
Самым ярким представителем «классических» идей махо-сёдзё является франшиза «Сакура — ловец карт» (Cardcaptor Sakura), манга по которой увидела свет в 1996 году, а через два года вышло одноименное аниме (1998). Сюжет повествует нам о десятилетней Сакуре Киномото, приключения которой начинаются после того, как она получает волшебную книгу с Картами Клоу, сбору которых и посвящено аниме.
Cardcaptor Sakura – это хроника соблазнов, которые должны испытать дети на пути к взрослой жизни
Помимо соперничества за сбор карт, в произведении много внимания уделяется романтике и взаимоотношениям между персонажами. Так, у главной героини есть возлюбленный Юкито, к которому она испытывает платоническую любовь. Соперником Сакуры в сборе карт является Ли Сяолан, в которого, в свою очередь, влюблена его невеста Ли Мэйлин.
Авторы манги отмечали, что её основная тема — любовь и человеческие взаимоотношения. В произведении раскрываются сюжеты не только фундаментальной романтической любви, но и таких форм любви, как братская любовь, детское невинное увлечение и безответная любовь. Акцент также был расставлен на том, что Сакура принимает любовь в различных её проявлениях.
Предполагаемой целевой аудитории данное аниме, гармонично сочетающее в себе историю любви во всех её проявлениях с динамичными приключениями доброй и отважной Сакуры, пришлось по вкусу. Так, в 2001 году тайтл был признан лучшим аниме-сериалом в конкурсе Animage Grand Prix (в 2002 занял второе место в аналогичном списке), а диски с аниме били рекорды по количеству проданных копий. Несмотря на изначально «девчачью» ориентацию «Сакуры», франшиза привлекла внимание не только женской, но и мужской аудиторий.
Далее речь пойдет о трех произведениях, окончательно склонивших часу весов в сторону зрителей-мужчин.
Как девочки-волшебницы с мальчиками заигрывали
«Меня зовут Усаги Цукино, мне 14 лет. Я учусь во втором классе средней школы. Я слегка неуклюжая и люблю поплакать. Ну вот, пожалуй, и все».
Уверен, каждый, кто прочел эти строчки, сразу же понял, о каком аниме пойдет речь. «Красавица-воин Сейлор Мун» (Bishoujo Senshi Sailor Moon) является самым известным произведением жанра махо-сёдзё и в особом представлении не нуждается. Уверен, в далеких девяностых аниме о воинах в матросках, что «несут возмездие во имя луны» и борются со злом при помощи «лунной призмы», смотрел каждый.
Свое начало «Сейлор Мун» берет из манги-приквела «Кодовое имя – Сейлор Ви» (Codename: Sailor V), повествующей нам о Минако Айно, известной зрителю как Сейлор Венера. Когда перед автором встал вопрос об аниме-адаптации манги, её концепт был изменен, в результате чего мы получили историю о пяти (а далее и десяти) воительницах, среди которых главную роль заняла неумеха и плакса Усаги Цукино, оттеснив Минако на второй план. Данное решение, безусловно, сыграло решающую роль в популярности тайтла среди мужской аудитории. Ведь теперь, помимо какой-никакой боёвки, зрителя-мужчину также привлекала возможность выбрать себе воображаемую вайфу (жену) среди разных по архетипу героинь.
Прибавим к вышесказанному соблазнительные мини-юбочки воительниц, псевдо-наготу во время трансформации (хэнсина) и добротную порцию фан-сервиса, изначально несвойственную для сёдзё-тайтлов. Да, что уж там, среди девочек периодически проскакивают юри-намеки, а пацанка Харука Тэнно (Сейлор Уран) и вовсе не скрывает свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Её пейринг с Митиру Кайо (Сейлор Нептун) до сих пор живет и процветает, что, однако, не мешает Харуке заигрывать и с другими воительницами в матросках.
Но не одними воинами в матросках полнится жанр. В 2004 году на экраны вышел небезызвестный сериал «Pretty Cure» («Хорошее лекарство»). Примечательно данное аниме тем, что каждый год выходит по сезону в 50 серий, каждый со своим сюжетом и новыми девочками. Тайтл позиционируется одновременно как сёдзё (для девочек) и как сэйнэн (для парней постарше). Таким образом, помимо устоявшегося к тому моменту для жанра набора визуальных и сюжетных кодов, авторы радуют нас убойной порцией моэ (изображения персонажей нарочито «милыми» при помощи создания образа беззащитности и наивности персонажа, который не всегда совпадает с его внутренним миром, а иногда даже является его полной противоположностью), а также затрагивают «более взрослые» темы.
Если аниме «Сейлор Мун» изначально было рассчитано на женскую аудиторию, а «Претти Кьюр» локализовалось где-то посередине, то вышедшая в 2004 году «Лирическая волшебница Наноха» (Magical Girl Lyrical Nanoha) изначально создавалась с расчетом на исключительно мужскую аудиторию, из-за чего на произведение сыпались жалобы об излишне эротизированных женских образах.
Действительно, фансервиса в тайтле было более чем достаточно, а Интернет-ресурсы полнились лейсбийским фанартом с главными героинями, ведь недаром же они находятся в недвусмысленном однополом браке, имея при этом приемную дочь.
Причина, по которой режиссеры произведений в жанре махо-сёдзё решили делать упор на мужскую аудиторию, весьма банальна – рост коммерции. Взрослые дяди охотно отдадут пару десятков тысяч иен на фигурку полюбившейся героини.
Мерчендайзинговый лайфхак № 1: можно «проапгрейдить» волшебницу по сюжету, наградив её новым нарядом, тем самым дав материал для нового мерчендайзинга.
Так или иначе, листая комментарии очередного треда о новинке жанра махо-сёдзё в наши дни, вы будете натыкаться преимущественно на комментарии от мужской аудитории. Смещение акцентов очевидно и четко прослеживается по приведенным выше тайтлам. Хорошо это или плохо? Решайте сами. Как по мне, так пока основные каноны жанра предположительно живы, все очень даже хорошо. Но живы ли эти самые каноны на самом деле? Об этом вы узнаете в следующей части нашей статьи!