Продолжение статьи о деконструкции жанра аниме о девочках-волшебницах.
С чего всё началось
В 2011 году, стараниями студии Shaft вышло аниме, изменившее вектор всего жанра махо-сёдзе. Речь идет, конечно же, о «Девочка-волшебница Мадока Магика» (Mahou Shoujo Madoka Magica).
Сюжет повествует о борьбе учениц средней школы во главе с Канамэ Мадокой против существ, названных «ведьмами», несущих людям болезни и суицидальные мысли. Аниме примечательно тем, что с первой же серии выглядит более мрачным, чем другие представители жанра. Сон Мадоки о разрушенном городе, подозрительный диалог с одноклассницей Акэми Хомурой, попытка последней убить волшебного зверька: все это заставляет задуматься о том, что перед нами не самое типичное аниме о волшебницах…
История, пропитанная горечью и отчаянием, необычные эстетика и цветовые решения, множество отсылок и пасхалок, мрачная «Magia» от Калафины в эндинге – все это «Мадока Магика». Аниме, прозванное новой «Евой». Аниме, изменившее правила игры. Аниме, пересобравшее целый жанр.
Первую пару серий зрителя пытаются отвлечь мирными буднями подружек-волшебниц, вместе борющихся со злом, и, в перерывах между сражениями, мирно попивающих чаёк, но уже в третьем эпизоде происходит событие, полностью меняющее наше представление об этом аниме. Собирая за пару серий все привычные каноны махо-сёдзе, в один момент, словно по щелчку, «Мадока» самым травматическим и бесцеремонным способом разносит образы, к которым зритель только-только начал привязываться. После чего начинается генеральная пере-сборка, перераспределяющая работу и локализацию выбитых из привычной структуры кодов.
Таким образом, шаблон был сломан. Интернет-ресурсы полнились разного рода теориями о том, чем же всё закончится. Главного режиссёра сериала Гэна Уробути признали коварнейшим из троллей, а ведь он всего-лишь хотел научить аудиторию мыслить нестандартно. Тем не менее, это у него получилось. Фантазия фанатов порождала самые невероятные теории, среди которых одной из самых популярных стала теория о том, что сюжет «Мадоки» является вольной интерпретацией Гётевского «Фауста». Согласно ей: антогонистка Акэми Хомура — это прототип доктора Фауста, Мадока — прототип Гретхен, возлюбленной доктора, ну а телепатические существа Кюбэй, заключающие контракты с девочками-волшебницами, — прототип злого духа Мефистофеля.
Таким образом, была разрушена иллюзия о том, что девочка Мадока, чьё имя находится в названии произведения, является его главным героем. Нашлись и те, кто догадался о целях и методах главных антагонистов еще за несколько эпизодов до того, как нам раскрыли правду. Успех Мадоки действительно спровоцировал появление тренда на мрачные истории о девочках-волшебницах, получивших название «тёмное махо-сёдзё» («dark mahou shoujo»). Стоит сказать, что пока данное название остается, скорее, в рамках творчества фанатов, поскольку в списке жанров ни на одном из интернет-ресурсов «темное махо-сёдзё» пока не фигурировало. На основании данного тренда, ставшего чем-то сродни поджанру махо-сёдзе, далее будут разобраны три произведения-наследника «Мадоки» и на их примере выделены основные коды поджанра.
1. «Героиня Юки Юна» (Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru), 2014
Начнем с наиболее близкого по духу к «Мадоке» тайтла. Сюжет повествует о пяти членах «клуба героев средней школы Сансю», объединённых желанием помогать людям.
В «Юки Юне» можно непосредственно проследить идейное наследие «Мадоки», в отличие от двух других произведений, о которых далее пойдет речь. Ключевой эмоцией данного аниме, как и в Мадоке, является отчаяние.
Битвы волшебниц бесконечны. Каждая из них может стать для девочек последней. И даже если им посчастливилось выжить, использование божественной силы не проходит бесследно. Тела девочек ломаются, изнашиваются. Мотив расплаты за волшебные способности, к слову, чётко прослеживается в большинстве «тёмных» махо-сёдзе. Более того, такое устройство вселенной, в котором любая сверхсила требует невероятных затрат ресурсов организма и психики героев, не свойственно супергеройским аниме.
Вот так и получается, что чтобы ни делали герои, исход один и всегда трагичный. Но за что фанаты и полюбили «тёмных» девочек-волшебниц, так это за то, что, даже зная об опасности, они жертвуют всем, что у них есть ради защиты мира и того, что им дорого. Запомните этот тезис, он нам еще пригодится.
2. «Проект по воспитанию девочек-волшебниц» (Mahou Shoujo Ikusei Keikaku), 2016
В 2012 (через год после Мадоки) в свет вышло ранобэ «Проект по воспитанию девочек-волшебниц» (Mahou Shoujo Ikusei Keikaku), а в 2016 году оно было экранизировано. Учитывая год выхода оригинала, многие с ходу определили данный тайтл как «клон Мадоки». Стоит отметить, что ныне так нарекают любое тёмное махо-сёдзё.
Однако если в «Мадоке» все крутится вокруг безысходности и отчаяния, то в «Проекте» акцент был поставлен на королевской битве между волшебницами, полной жестокости и насилия.
Но не стоит думать об этом аниме исключительно как о динамичной кровавой бойне, поскольку за каждой из героинь стоит их собственная история, рассказывающая, как они стали такими, какими предстают на момент повествования.
Следует отметить, что в этих историях затрагивается ряд как личных, так и социальных проблем, таких, как одиночество, непонимание со стороны общества специфических увлечений, травля и жестокость среди подростков, злоупотребление вредными привычками. Ровно то же самое можно сказать и о последнем рассматриваемом нами произведении.
3. «Сайт девочек-волшебниц» (Mahou Shoujo Site), 2018
Аниме-адаптация манги, издающейся с 2013 года, рассказывает драматичную историю школьницы Асагири Аи, жизнь которой похожа на сплошной кошмар. И если вышеописанные «Мадока» и «Проект» пытаются ввести зрителя в заблуждение безмятежностью первых эпизодов, то «Сайт девочек-волшебниц» с первых же минут просмотра травмирует зрителя обилием жестокости. В первой же серии мы имеем попытку самоубийства, жестокие издевательства в школе, избиение старшим братом младшей сестры, убийство котенка и попытку изнасилования. Авторы сразу же нажимают на все, предположительно, самые больные точки целевой аудитории. Неудивительно, что из-за такого количества провокаций, аниме собрало множество критики и негативных отзывов.
В следующих сериях градус «чернухи» спал до приемлемого уровня. В большинстве своём, все ужасающие истории касались прошлого героинь, ведь волшебные палочки достаются лишь несчастным девочкам. И даже события первой серии стали поводом для последующего интересного этического диалога об убийствах.
Иногда кажется, что в аниме «Сайт девочек-волшебниц» собраны наиболее заметные клише дарк махо-сёдзё и современных тенденций индустрии, касающихся как сюжета, так и эстетики. Однако, несмотря на все перечисленные минусы, появляется и то, чего раньше авторы других темных махо-сёдзё подробно не раскрывали. А именно: попытку героинь «заглянуть за ширму» индустрии по производству девочек-волшебниц. Также появляется тема грядущего апокалипсиса, символически названного «tempest» (Буря), которому пытаются противостоять героини.
В сухом остатке
Таким образом, можно выделить общие элементы поджанра дарк махо-сёдзё, которые можно заметить на примере разобранных выше произведений:
1) Как и в классическом махо-сёдзё, главная героиня добра и непорочна. Что бы ни случилось, главная героиня следует своим моральным принципам. Этот образ наиболее статичен и консервативен на протяжении всей истории.
2) Одним из кодов классического махо-сёдзё является милое миниатюрное существо-помощник главной героини. В темном же махо-сёдзё волшебный помощник-трикстер всегда что-то скрывает и, чаще всего, является скрытым антагонистом, истинные мотивы которого могут так и не быть раскрыты до конца произведения.
3) Получение волшебных сил всегда требует жертвования моральным и физическим здоровьем главных героинь. Использование волшебных предметов также зачастую может быть травмоопасно.
За свою долгую историю жанр махо-сёдзё претерпел значительные изменения. Изначально будучи «чисто женским» жанром, в один момент он целиком перестроился на мужскую аудиторию. А когда зрителям наскучили одни и те же истории о девочках, что спасают мир, акценты сместились на истории о безысходности, кровавых сражениях и отчаянной моральной борьбе. Но как бы жанр не менялся, пока его героини остаются столь же добрыми, а темы дружбы и любви все так же находят себе место, он будет продолжать покорять сердца фанатов.
Авторы: Лунная Пони, Мономишка