Стрелковое оружие в манге и аниме [часть 2]
Автор: Rice Trikmol
«Bullet the Wizard» © Кэнъити Сонода

 

Как можно сделать интересным любое заурядное оружие? В первую очередь –  разнообразием подходящих боеприпасов. Это, например, позволит экспериментировать с визуальными эффектами как в момент выстрела, так и в момент поражения цели. С другой стороны, широкий ассортимент боеприпасов можно использовать для сюжетных задач, например, если автор ставит условие ранить намеченную цель специальным патроном. С такими исходными можно создать целую историю, где стрелок будет вынужден искать слабые стороны противника, а уже затем изготавливать подходящий патрон. Можно экспериментировать с режимами стрельбы. И совсем не обязательно, что ваше оружие будет стрелять патронами. Наоборот, оно может поглощать/засасывать цель, которая даже останется жива в специальном резервуаре. Решать вам.

 

Особые снаряды и патроны

Рип ван Винкль и её волшебные пули – «Hellsing» © Кота Хирано

Известное место в мировом искусстве занимает тема волшебных пуль. В опере Вебера «Вольный стрелок», написанной по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна, егерь Каспар продаёт свою душу дьяволу Самиэлю за волшебные пули, которые попадают в любую цель. Не секрет, что эту оперу напевает красавица Рип ван Винкль в манге Коты Хирано «Hellsing». Название «Рип ван Винкль» – это ещё одна отсылка, но уже к одноименной новелле Вашингтона Ирвинга. В манге «Hellsing» Рип ван Винкль — старший лейтенант «Последнего батальона» и член нацистской организации «Миллениум». Она вооружена старинным длинноствольным мушкетом, который стреляет упомянутыми волшебными пулями. Они летят по абсолютно невообразимым траекториям в поисках заданной цели. Символично, что, как и в опере Вебера, Алукард, являясь олицетворением Самиэля, побеждает в бою Рип ван Винкль и поглощает её душу, разделившую участь Каспара.

Сразу поспешу оговориться за пули, которые летят по нарушающим законы физики траекториям. В любой фантастической истории есть свои правила, прописанные автором, но они не должны возникать по ходу сюжета надуманно или из ниоткуда. Любое волшебное изменение знакомого нам мира следует исполнять так, чтобы у читателя даже не возникало мысли об абсурдности такого нововведения. А то получится, как после одного фильма по очень хорошему комиксу Марка Миллара и Джея Джи Джонсана, когда пришлось созывать целый консилиум баллистиков, чтобы понять, при каких условиях пуля может лететь по дуге или даже по кругу.

Материализация пистолета – «Gantz» © Оку Хироя

У автора Хирохико Араки в манге «JoJo’s Bizarre Adventure» подобных проблем не возникало. Прицельному полёту пуль героя Гвидо Мисты помогал его Стенд «Sex Pistols», который представлял собой шесть маленьких существ, живущих в пистолете. Они способны ускорять пули пинками, менять их траекторию или управлять ими, катаясь на них верхом. Также «Sex Pistols» способны отбивать пули противников, направленные в Мисту, и даже помогают перезаряжать ему револьвер. Другой персонаж «JoJo’s Bizarre Adventure» по имени Хол Хорс направляет силой мысли выпущенные им пули, которые являются частью его Стенда-пистолета «Emperor».  При всей мощности этого оружия, оно совсем не имеет отдачи, что позволяет стрелять из него скорострельно, не сбивая прицел.

В манге Кадзуэ Като «Blue Exorcist» брат главного героя Юкио Окумура владел двумя святыми пистолетами с серебряными пулями, которые при стрельбе он окутывал пламенем дьявола, тем самым в несколько десятков раз увеличивая их разрушительную силу. А сражаясь с демонами стихий, Юкио использовал пули полярные их силам. Так, против демона огня пистолеты заряжались водяными патронами.

«Juuhime: Sincerely Night» © Такадоно Мадока, Кэй Итимондзи

Белее сложную механику магической стрельбы придумала писательница Такадоно Мадока, которую успешно воплотил художник Кэй Итимондзи в манге «Juuhime: Sincerely Night». Во времена железного века люди научились синхронизировать магическую силу с серебром, что дало им возможность пользоваться особой искрой и давлением при стрельбе. Магические способности каждого человека определяются типом крови и делятся на шесть элементов. Во время поединков используются древние молитвы. Дуэлянты выкрикивают их перед каждым выстрелом, и чем сильнее заклинание, тем серьёзнее нанесённый урон. Так, главный персонаж манги Лука (Luca Athrason) выступает в роли невольного карателя, направляемого церковью. Он безжалостно устраняет еретиков, использующих магию в корыстных целях, и решает сопутствующие задачи. Лука знает десятки тысяч заклинаний стихий, объединяя их и поочерёдно стреляя из двух револьверов. Обычно его патроны предусмотрительно заколдовываются и могут быть усилены во время перестрелки. Таким образом, поединки во многом построены на разгадывании хитроумных заклинаний противника и противопоставлении элемента, способного перекрыть вражескую стихию по принципу «камень-ножницы-бумага».

Томпсон Контендер и "Пули Истока"  - «Fate/Zero»

Отличился изощрённым подходом к данной теме Уробути Гэн, написавший сюжет к визуальной новелле «Fate/Zero» для компании TYPE-MOON, по которой вышла роскошная аниме-адаптация от студии «ufotable». Известный под прозвищем «Убийца магов» Эмия Кирицугу имеет при себе богатый арсенал различного оружия, не содержащего магической энергии — праны. Зрителям, конечно, запомнился оснащённый лазерным прицелом и глушителем американский пистолет-пулемёт Calico M950, который благодаря уникальному цилиндрическому магазину способен выпустить пятьдесят 9-мм патронов со скоростью до семисот выстрелов в минуту. Также Эмия Кирицугу очень стильно смотрелся с уникальной немецкой полуавтоматической снайперской винтовкой Walther WA2000. Из-за её высокой себестоимости в период с 1982 по 1988 годы было выпущено всего 176 винтовок.

И на десерт самое вкусное оружие «Убийцы магов» — однозарядный пистолет без выброса гильзы Томпсон Контендер, выпущенный американской компанией «Thompson Center Arms» в 1967 году. Томпсон Контендер известен как самый разносторонний пистолет-конструктор, так как предлагает опцию выбора сменных стволов для любого пистолетного или винтовочного калибра, начиная от .22 LR  и заканчивая .50. Данное оружие предназначено для стрельбы с больших дистанций. В большинстве штатов США, где разрешена охота с применением ручного оружия, Томпсон Контендер используется именно для этой цели. Модель Кирицугу длиной 444 мм весит 1700 грамм, а с модификациями — 2060 грамм и является его Мистическим Кодом (Mystic Code). Ствол модернизирован для стрельбы патроном .30-06 Springfield. Присутствует особый ударник, а также модификации для стрельбы «магическими пулями». Патрон .30-06 Springfield был выбран потому, что он на 10% убойнее винтовочного патрона .308 Winchester и по силе превосходит даже калибр Magnum.

И тут мы переходим непосредственно к нашей теме про специальные патроны. Для Томпсон Контендер Эмия Кирицугу использовал «Пули Истока» (Orgin Bullets) с сердечниками из размолотых двух верхних пар рёбер, которые были вынуты из его тела и с помощью магии преобразованы в частички его души. Всего было создано 66 пуль, которые хранятся вместе с пистолетом в чехле из розового дерева. При выстреле срабатывает двойной Исток Кирицугу – «Разделение» и «Связывание». При  контакте с живой целью пуля не оставляет раны и не вызывает кровотечения, вместо этого начинается омертвение повреждённого участка тела. Внешне ничего не меняется, однако все нервы и кровеносные сосуды утрачивают свои функции и их уже невозможно восстановить. Если маг попытается воздействовать на пулю магическим путём, активируя тем самым свои Магические Цепи, то Исток Кирицугу перекинется и на них. «Разделение» Цепей вызывает катастрофический выброс дестабилизированной праны, разрывающей тело мага на части. «Связывание» Цепей делает их абсолютно непригодными для использования, уничтожая тем самым все магические способности объекта.

«Neo Devilman» © Кадзэ Синобу

Томпсон Контендер также появляется в финале серии «Sympathy for the Devil» из аниме «Cowboy Bebop» (реж. Синъитиро Ватанабэ). Спайк Шпигель стреляет из упомянутого пистолета специальным патроном, который поражает выглядящего как ребёнок злодея и заставляет его тело моментально состариться и умереть.

В аниме «Ergo Proxy» тоже были специальные пули, но уже начинённые FP-излучением, которое было способно убить Прокси. Данная технология была изобретена главой Медицинского Бюро Ромдо, известного как доктор Дедал Юмэно.

Из примеров хорошо видно, какие широкие возможности украсить вашего стрелка дают различные манипуляции с патронами. Но очень важно, чтобы боеприпасы выдавались герою, в первую очередь, для сюжетной необходимости, а уже потом — для создания устрашающего образа. Всё то, чем вы усиливаете бойца, должно быть пущено в ход, иначе это не более, чем модный показ. Если только мы не говорим о комедийном образе. Все знают будущего Короля пиратов — Луффи. Ода-сэнсэй с каким только оружием его не рисовал, но всё оно оказывается каким-то бутафорским и малополезным в силу того, что рукопашные атаки Луффи превышают мощь любого доступного ему оружия. Это обыгрывается и в названиях его специальных ударов, например, «Гому Гому-но Пистолет».

Сахарок и снаряд в виде испуганного лица Усоппа  – «One Piece» © Эйитиро Ода

Совсем другое дело – снайпер Усопп, боец другого класса, которому нужно удивлять зрителя своей меткостью, оригинальным оружием и изощрённым многообразием боеприпасов. Последний свой выстрел на момент написания этой статьи Усопп совершил, когда попытался во второй раз напугать до смерти маленькую девочку по имени Сахарок (Sugar) — офицера команды «Пираты Донкихота». Благодаря силе Дьявольского Фрукта самурая Кандзуро (Evening Shower Kanjuro), которая позволяет нарисованным им объектам материализоваться, был изготовлен специальный снаряд в виде гримасы Усоппа, которым и была напугана Сахарок в первый раз. По мне, это совершенно безумноупоротый момент, который пусть и принёс в жертву нагнетаемый драматизм, но с успехом обеспечил комедийную составляющую.

Как мы убедились выше, боеприпасы могут представлять собой всё что угодно. И я ещё не затрагиваю тему снарядов, которыми стреляют без помощи оружия. Так, в манге «JoJo’s Bizarre Adventure» герой Джонни Джостар стрелял ногтями, а Мистер 5 из «One Piece» пулял взрывными козявками.

Гораздо более элегантным на этом фоне выглядит персонаж манги Госё Аоямы «Magic Kaito», известный под псевдонимом Кайто Кид, настоящее имя – Куроба Кайто. Этот персонаж пускает в ход большое количество хитроумных гаджетов, но нас интересует самый востребованный из них — пистолет «Card Gun», стреляющий колодами карт. Естественно, это не обычные карты. Порой они способны резать даже металл, но при этом могут не справиться с простой верёвкой. Ещё Кайто Кид практикует взрывать карты внутри пистолета, вызывая тем самым облако плотного дыма, позволяющего скрыться от преследователей. Ко всему прочему, «Card Gun» получил возможность использовать и другие заряды, например, такие, как парашют.

Кайто Кид против киборга подражателя, имеющего ту же внешность – «Magic Kaito» © Госё АоямаКайто Кид против киборга подражателя, имеющего ту же внешность  – «Magic Kaito» © Госё Аояма

Не стоит также забывать о зарядах-шокерах и инъекционных дротиках с транквилизирующим действием, которые используются для поимки цели, не причиняя здоровью жертвы непоправимого вреда. Выше я уже писал об оружии «Доминатор» и об одном из его режимов — «Парализаторе», который напоминает своим действием обыкновенный шокер. В манге «Ajin», за сюжет которой отвечает Цуина Миура, а за иллюстрации — Гамон Сакурай, герой Кодзи Танака использовал Чёрного призрака, чтобы поразить цель из пневматической газобалонной винтовки «X-Caliber» (Gauged CO2  Projector / Rifle), выпущенной в 2007 году.

Чёрный призрак, контролируемый Кодзи Танакой, после выстрела из пневматической газобалонной винтовки "X-Caliber" – «Ajin» © Цуина Миура, Гамон Сакурай

В завершение данного раздела я снова обращаю внимание читателя на важность соблюдения постулатов баллистики в реалистичных историях и поиск логичного объяснения невероятных свойств боеприпасов в фантастической манге. Ведь даже обладая красивым слогом и проработанным сюжетом, рассказчик не может быть голословным, а значит, он обязан досконально вникать в процессы, которые описывает.

Все наверняка хотя бы раз слышали о пулях со смещенным центром тяжести. С ними связана масса мифических заблуждений и страшилок, однако на практике смещение центра тяжести было предпринято для увеличения стабильности полета, а не наоборот, как думают многие. Правильно было бы сказать, что смещенный центр тяжести – это общее свойство всех малокалиберных остроконечных высокоскоростных пуль, которое вытекает из их конструкции. Смещение центра тяжести действительно может влиять на поведение пули в тканях. При этом пуля начинает беспорядочно кувыркаться, а ее траектория по мере углубления в ткани отклоняется от прямой линии. Такое поведение пули заметно увеличивает травматический эффект при поражении небронированных живых целей. Однако никаких чудес типа «попала в плечо, вышла через пятку» нет и быть не может. Это побочный эффект от применения малокалиберных скоростных пуль с прочной оболочкой, а не специально заложенная характеристика. Роль смещенного центра тяжести в нанесении такими пулями сложных атипичных ранений и повышенном рикошетировании сильно завышена общественным мнением.

 

Оптические приборы, сверхспособности и поддержка

Капитан Майлз отклоняет вражескую пулю при помощи пистолета  - «Red Eyes» © Синдо Дзюн

Я не хочу сильно углубляться в данную тему, так как считаю любое технологическое превосходство одного бойца над другим своего рода жульничеством. Конечно, более оснащённая армия не виновата, что родина способна снабжать её самыми передовыми технологиями, а сторона противника всё ещё не «пересела на новые колёса». Но найдётся ли среди них место героям? Отвечая на этот вопрос, нужно учитывать массу составляющих. Кто является инициатором агрессии? За кем численный перевес и насколько он велик? Чья дислокация более выгодна? Так ли значительно технологическое доминирование одной из сторон?

Безусловно, не найдётся места среди героев колонизаторам-поработителям самопровозглашённых цивилизованных стран. Будь то ведомые Кортесом конкистадоры или большой брат, чередовавший напалмовые бомбардировки и последующие зачистки во времена Второй мировой войны, Корейской компании и, конечно, Вьетнама.

Большой специалист по отстреливанию больших пальцев Ирэн Винсент  – «Gunsmith Cats» © Кэнъити Сонода

И напротив, простой, но уникальный пример из великой советской истории. 30 июля 1941 года погранвойска НКВД отдельной Коломыйской комендатуры под командованием майора Родиона Филиппова с преданной ему ротой Львовской школы пограничного собаководства задержали значительно превосходящие в численности и качестве наступающие части вермахта близ украинского села Легедзино. В распоряжении майора Филиппова находились менее 500 пограничников и около 150 служебных собак. Тяжелого вооружения батальон не имел, да и просто по определению не должен был воевать в открытом поле с регулярной армией. Но это был последний резерв, и майору Филиппову не оставалось ничего иного, как отправить своих бойцов и собак в самоубийственную атаку. Многие фашисты были растерзаны собаками, многие погибли в рукопашном бою, и только появление на поле боя немецких танков спасло немецкий полк от позорного бегства. Разумеется, против танков пограничники были бессильны. Из батальона Филиппова не выжил никто. Все полтысячи бойцов погибли, как и 150 собак. Кстати, чем не сюжет для манги?

Так неумело я пытаюсь напомнить авторам, что нужно очень аккуратно оснащать своего персонажа уникальным оружием, девайсами и имба способностями, абы ненароком не превратить его в палача. Последним примером еще хочется обратить внимание на значение поддержки для стрелка. Как мы убедились, эту роль может отыгрывать боевой пёс, которому во времена былых сражений отводились самые различные задачи. Вот и в манге Комори Ёити и Тодо Ютаки «S — Saigo no Keikan» обученная немецкая овчарка помогает в захвате преступников специальному подразделению национальной полиции SAT (Special Assault Team). Также незаменимыми помощниками спецам могут быть дроны (БПЛА), роботы-сапёры или колёсно-шагающие роботы-танкетки из вселенной «Ghost in the Shell». Поддержку могут оказывать и из штаба, просматривая через спутник поле боя, или напарник с оптикой где-нибудь на возвышении.

Пробуждение Кэнбунсёку Хаки у Усоппа – «One Piece» © Эйитиро Ода

В различных мангах и аниме персонажей тоже нередко изображают со всевозможными оптическими приборами, увеличивающими меткость стрельбы. Они могут быть как съёмными, так и имплантированными. Упомянутый выше Усопп использует самодельные «очки снайпера», которые периодически им улучшались, но всегда имели узнаваемый оригинальный дизайн. Однако сложно сказать, будут ли они ему полезны после пробуждения одного из видов особой силы в мире «One Piece», известной как Кэнбунсёку Хаки (Color of Observation) или Мантра. Эта сила даёт возможность предсказывать движение противников, чувствовать их незримое присутствие, число и местонахождение. Благодаря пробуждению Хаки, прицелившийся Усопп смог увидеть сквозь кирпичную кладку стены сияющие ауры вокруг силуэтов друзей и выбранной цели.

Часто можно встретить персонажей со способностями животных, которые уникальны своими зрительными органами. Левый глаз Конни Рэйвен из манги «Piece Maker» имел те же свойства, что и глаза птиц, ведущих ночной образ жизни (в данном случае — сова). Вообще-то тема достаточно заезженная. Вспомнить хотя бы «Гвинблейда» Геральта из Ривии (фэнтези-сага «Ведьмак») или старину Риддика на худой конец.

Девушка-киборг использует встроенный оптический механизм, чтобы сбить летящую в неё пулю –  «No Guns Life» © Тасуку КарасумаДоминика Циклоп и Вэш Ураган – «Trigun» © Ясухиро НайтоКонни Рэйвен – «Peace Maker» © Рёдзи Минагава

Встречаются и глаза, которые имеют свойства, не связанные с улучшением оптических возможностей стрелка. В манге «Trigun» в правой глазнице киллерши Доминики Циклоп было установлено приспособление «Глаз Демона». Им Доминика гипнотизировала противника, стирая из его памяти небольшой промежуток времени, за который она успевала приблизиться и выстрелить в упор из пистолета, напоминающего своим дизайном «Luger P08». В аниме «Code Geass» была похожая способность у Ролона Ламперужа (Rolo Haliburton), останавливающего на секунды естественный ход времени врагов, находящихся в радиусе действия его гиасса. Так он успевал расстрелять несколько противников за раз.

 

Уникальный стрелок

«Двурукая» Реви – «Black Lagoon» © Рэй Хироэ

В изложенном выше материале мы рассмотрели основные векторы создания персонажа, владеющего стрелковым оружием. Дальше я постараюсь обратить внимание читателя на менее заметные детали, которые так или иначе работают на персонажа, делают его образ более объёмным и узнаваемым. Чаще всего эти детали свойственны художественным произведениям и редко встречаются в реальном мире, а у экспертов вызывают в лучшем случае улыбку. Так, практически не востребованная на практике «стрельба по-македонски» стала визитной карточкой «двурукой» Реви (Rebecca) из манги «Black Lagoon». Модифицированные стальные итальянские пистолеты-близнецы Beretta 92FS («Praiyachat Sword Cutlass Special»), изготовленные на мануфактуре в Тайланде, выбраны автором не случайно. Во-первых, место действия манги разворачивается в вымышленном городе Роанапур в Тайланде, а во-вторых, дизайн рукоятки украшен «Весёлым Роджером» английского пирата Джека Рэкхема (Калико Джек), что символично соотносится с преступной деятельностью компании «Black Lagoon».

Киборг Zazie из манги Юкито Кисиро «GUNNM: Last Order» периодически использовала третью механическую руку и таким образом палила сразу из трёх орудий. А Дэс Кид из манги «Soul Eater» во время стрельбы держал пистолеты перевёрнутыми, при этом нажимая на спусковые крючки мизинцами.

Естественно, нужно учитывать манеру ведения боя персонажа. Вы можете проработать хардкорного героя, берущего на «rush» любое вражеское укрепление, или тактика, просчитывающего каждое своё действие. Настоятельно рекомендую обращаться к классическим онлайн-шутерам, чтобы лучше понять различные тактические уловки, ведь некоторые из них очень редко обыгрываются в манге. Много ли нам известно стрелков, полагающихся на «святой рандом» в стиле Хэппи Гилмора или использующих тактику, притаившейся за углом «крысы»? При этом перестрелки редко обходятся без снайперов.

 Zazie – «GUNNM: Last Order» © Юкито КисироРиза Хоукай – «Fullmetal Alchemist» © Хирому АракавыВиктории Серас  – «Hellsing» © Кота Хирано

Лейтенант Риза Хоукай, сыгравшая значительную роль в произведении «Fullmetal Alchemist» выдающейся мангаки Хирому Аракавы, является эталонным снайпером. И не важно, что по ходу произведения её можно увидеть со вскинутой винтовкой считанные разы, однако первостепенно то, какой отпечаток на её психологический портрет наложила специфика ведения боя через снайперский прицел. Отдельный штрих к образу Ризы добавляет значение её фамилии, которую можно перевести как «Соколиный глаз». Собственно, не стоит чураться давать говорящие имена своим персонажам и их оружию. Но если всё-таки не хочется быть банальным, то вспомним, хотя бы, имена пушек Виктории Серас. Кота Хирано в поисках устрашающего названия обратился к роману Фрэнка Герберта «Дюна» и главному его антагонисту — барону Владимиру Харконнену. Так появились пушки «Harkonnen» и «Harkonnen II» с функцией модификации гранатомётом «Vladimir».

 

Визуальные возможности и обо всём

Всё визуальное богатство и сюжетные возможности темы про огнестрельное оружие я бы сравнил с праздничным тортом для мангаки, и пусть моя статья движется к завершению, но, на самом деле, мы ещё только задули свечи. Правда боюсь, что хаотично отрытую в чертогах памяти информацию не получится в дальнейшем внятно систематизировать. И всё-таки.

«Beageruta» © Самура Хироаки

Когда речь идёт о манге, то как бы читатель ни искал свежего, продуманного и закрученного сюжета, всё равно первое, что привлекает его внимание — это визуальная составляющая. И речь идёт даже не столько о художественном мастерстве автора, сколько об умелой раскадровке событий, которые качуют из одного угла страницы в диагонально противоположный. Конечно, не стоит пренебрегать в манге изображениями стрелков на всю страницу, особенно если мы видим персонажа впервые или хотим продемонстрировать его богатый арсенал. Так, можно рисовать героев в экстравагантных позах «Fabulous» со вскинутыми револьверами или ружьями наперевес. А в некоторых мангах безумно красиво смотрятся извивающиеся патронные ленты и сыплющиеся в разные стороны отстрелянные гильзы. Если же вы стремитесь подчеркнуть в персонаже некую деталь настроения или обнажить его мысли, то не стесняйтесь обращаться к аллегориям.

Бит Гэбриел и его боевой дух – «Peace Maker» © Рёдзи Минагава

В манге «Peace Maker» Рёдзи Минагава часто использует образы, которые отражают душевное состояние и силу воли стрелков во время дуэлей. Так, за плечами Бита Гэбриела можно видеть неприступную крепость, олицетворяющую его силу духа или закованного в железные латы рыцаря, пробивающего защиту врага турнирным копьём. И что важно, эти образы не выглядят статично. Для мангаки, прописывающего механику перестрелки от начала и до конца, первостепенно важно заставить зрителя читать, не спотыкаясь о каждый последующий кадр. Ведь передача ощущения динамики — и есть задача экшена. Но сложности с этим могут возникнуть уже на этапе, когда персонаж должен мгновенно вытащить пистолет из кобуры.

комикс «Джанго освобожденный» © R.M. Guerra

Увы, я не нашёл подходящего эпизода из манги, но в комиксе «Django Unchained» по спагетти-вестерну Квентина Тарантино очень хорошо видно, как у художника не получилось передать всю динамику действия. При этом видно, что он старался и даже использовал интересную раскадровку, но в итоге получилось какое-то замедленное слайд-шоу. Думаю, автора подвело желание запихнуть весь процесс тренировки на одну страницу и концентрация только на движениях руки Джанго с пистолетом. Помимо художественных приёмов, выраженных в виде следов от движений персонажей, японские мангаки в похожих случаях часто стараются передать эмоциональное состояние героя и подчеркнуть детали окружающего мира. Это могут быть изменённый взгляд или выдох, удар часов или выглянувшее из-за туч солнце.

Вид от первого лица в манге «I Am a Hero!» © Кэнго Ханадзава

Хочу обратить внимание на очень важный элемент шутера — прицеливание. Он не всегда уместен и может тормозить чувство экшена. Поэтому момент с его включением нужно очень тщательно подбирать. Но есть хитрый ход, которым мало кто пользуется – это изображение перестрелки от первого лица. При прочтении подобного эпизода в манге «I Am a Hero!» кажется, что находишься в тире с приближающимися мишенями. Реалистичности добавляет перезарядка, чередующаяся с точными выстрелами. В зависимости от оптических приспособлений героя вид от первого лица можно оформить в стиле популярных компьютерных игр аля «Counter-strike 1.6» или отталкиваться от красного интерфейса Терминатора, отголоски которого прослеживаются в манге Синдо Дзюна «Red Eyes». Уверен, подобные отсылки мужская половина аудитории будет только приветствовать. А если понадобится эффект камеры от третьего лица, то берём образцовый шутан «Gears of  War».

Ближний бой – «Peace Maker» © Рёдзи Минагава

В этой памятной игре разработчики компании «Epic Games» придумали интересную штурмовую винтовку «Mark 2 Lancer», которая вместо штык-ножа была оснащена цепной пилой «Chainsaw Bayonet». Полностью соответствуя дизайну игры и отвечая требованиям ближнего и дальнего боя, это оружие стало визитной карточкой всей трилогии «шестерёнок войны».

Я не просто так затронул тему ближнего боя, ведь прописывая героя, искушённого в стрельбе, ни в коем случае нельзя допустить у читателя даже мысли о беззащитности персонажа в контактной схватке. Так, одним из самых эпичных сражений в манге «Black Lagoon» стало противостояние мечника Гиндзи Мацудзаки и двурукой Реви, одержавшей верх именно в ближнем бою. В свою очередь, в 36-й главе онгоинга под названием «Tenkuu Shinpan» упомянутого выше сценариста Цуина Миуры и художника Обы Такахиро показана образцовая дуэль стрелкового и холодного оружия. Отразив щекой топора выпущенную снайпером пулю, противник сумел сократить расстояние до позволяющего нанести рубящий удар, однако стрелок уклоняется и отвечает оглушительным ударом приклада по голове. Затем он перехватывает винтовку крутящим движением, упирает дульный срез в маску врага и запускает салют из мозгов. Однако в подобных поединках куда более органично смотрится гибридное оружие.

Ближний бой – «Tenkuu Shinpan» © Цуина Миура, Оба ТакахироБлижний бой – «Tenkuu Shinpan» © Цуина Миура, Оба ТакахироБлижний бой – «Tenkuu Shinpan» © Цуина Миура, Оба Такахиро

В конце XVII века (период правления Людовика XIV) на смену пикам, а затем и байонетам, вставлявшимся в стволы мушкетов, пришёл штык. Впрочем, технология была не совершенна, и забракованную французским королём наработку подхватили австрийские мастера, усовершенствовав крепление штыка к мушкету. Уже в начале XVIII века данная модификация была принята на вооружение всеми европейскими армиями и стала важнейшей составляющей боевых действий на дальнейшие три сотни лет. В наши дни штык всё ещё крепят к автоматическим винтовкам и продолжают изучать технику фехтования на штыках.

Сугимото Сайти – «Golden Kamui» © Нода Сатору

Потрясающей батальной сценой нас встречает манга Ноды Сатору «Golden Kamui», где герой Сугимото Сайти находит убийственное применение штыку и прикладу в самоотверженной атаке на русских солдат.

Однако обратимся к классике боевиков. В фильме режиссёра Лю Чя-Ляна «Непобедимый Тигр» (1988) главный герой, которого исполняет бесподобный Чоу Юнь-Фат, использует мачете как байонет для дробовика. Если мне не изменяет память, то значительная часть хронометража развивается в комедийном ключе, но концовка поставлена невероятно динамично и готова потягаться в изощрённости с лучшими перестрелками режиссера Джона Ву.

Чоу Юнь-Фат «Непобедимый Тигр» (1988) 

Дело в том, что главной фичей дробовика протагониста является отнюдь не мачете, а простая бельевая верёвка, примотанная таким образом, что при её натяжении нажимался спусковой крючок. В действии механизм выглядел следующим образом. Герой, стоя в укрытии, отбрасывал дробовик в сторону, при этом удерживая конец верёвки и производя таким образом выстрел. Представьте, какое удивление было у вооружённых мафиози, увидевших в окне дробовик-фантом, расстреливающий их одного за другим.

Надеюсь, читатель простит меня за то, что я временно отхожу от примеров из манги, но надо помнить, что кинематограф накладывает отпечаток на любого творца, и боевики на VHS-кассетах продавались не только в России девяностых. Квентин Тарантино никогда не скрывал своей любви к фильмам Акиры Куросавы, спагетти-вестернам Серджо Леоне и китайским боевикам от Джона Ву до Брюса Ли и Джеки Чана, которые сами учились на опыте предыдущих поколений. Известный факт, что Тарантино использовал идеи фильма «Город в огне» (1987) режиссёра Ринго Лама при написании сценария своего дебютного шедевра «Бешеные Псы» (1991). Так, редкий боевик обходится без сцен, где герой в преддверие грядущей перестрелки тщательно выбирает и подготавливает арсенал. Это и Данила Багров из художественного фильма «Брат», монтирующий самодельный обрез, и Хидэо Судзуки, с любовью чистящий свой разобранный двуствольный дробовик. А главное, что подобные моменты заставляют зрителя верить происходящему.

Наглядная демонстрация устройства выбранного вами оружия покажет зрителю, что перед ним не игрушечный макет, а реальный механизм, приводящий пулю в движение. Даже тот, кто не служил в армии, наверняка слышал, как учат наших солдат собирать и разбирать автомат Калашникова за 15 секунд. Такое же соревнование, но на пистолетах австрийской марки «Glock», было предложено антагонистом фильма «Новая полицейская история» (реж. Бенни Чан), где главному герою в лице нестареющего Джеки Чана пришлось принять вызов, чтобы спасти напарников из плена. После серии неудач Джеки всё-таки находит способ опередить противника, не отвлекаясь на пустую обойму, в которую ещё требуется вставить патрон, он сразу вкладывает заряд в ствол пистолета, тем самым сократив количество действий.

Выстрелив из пистолета, Ралли поражает глаза стоящего сбоку от неё убийцы двумя отстреленными гильзами – «Gunsmith Cats» © Кэнъити Сонода

Отсюда можно сделать вывод, насколько важным качеством героя является находчивость. Именно таким персонажем предстаёт перед нами охотница за головами Ирэн «Ралли» Винсент в манге Кэнъити Соноды «Gunsmith Cats». Довольно часто девушка сама оказывается под прицелом преступников, заставших её врасплох, и как минимум в двух подобных ситуациях она находит весьма оригинальный выход. Да, без претензий на реалистичность, но эффектно и эффективно выстрелив из пистолета, Ралли поражает глаза стоящего сбоку от неё убийцы двумя отстреленными гильзами. Также противникам Ралли не раз суждено поскальзываться на гильзах или рассыпанных ею патронах. Отмечу, что мангаке удалось в своей работе передать дух боевиков 80-х, где натурализм, серьёзные разборки и погони разбавлялись элементами комедии.

Теперь поговорим о перезарядке. Просто не забывайте о ней. Эффект бесконечных патронов в кино, аниме и манге выглядит очень ненатурально и особенно бросается в глаза благодаря многочисленным халтурам предыдущих лет. Я продолжу рассыпаться в любезностях автору манги  «I Am a Hero!» Кэнго Ханадзаве, видя как сэнсэй не ленится изображать перезаряжающего оружие Хидэо после каждой серии выстрелов.

Чистка ружья – «I Am a Hero!» © Кэнго ХанадзаваПерезарядка  – «I Am a Hero!» © Кэнго ХанадзаваПерезарядка – «Gunsmith Cats» © Кэнъити СонодаВэш Ураган – «Trigun» © Ясухиро Найто

Завершая надоедать читателю педантичностью, всё-таки не могу не обратить внимания на такой момент, как конституция персонажа. Выбор человеком оружия с удобной ему рукояткой осуществляется испокон веков. Конечно, простому мужику, как привило, не приходилось капризничать. Дрались тем, что есть. Мечами, топорами, вилами. Однако живущие в достатке феодалы регулярно баловали себя именным, созданным на заказ оружием. Конечно, многие из них, прячась в арьергарде, использовали оружие скорее как украшение, но хочется верить, что большая часть всё-таки отдавала предпочтение удобству. Даже с появлением ружей и пистолетов мастера продолжали делать индивидуальные заказы для обеспеченных вельмож, исходя из антропометрических данных будущего обладателя конкретного стрелкового оружия.

«No Guns Life» © Тасуку Карасума

Впрочем, мало что изменилось, даже когда производство вооружения приняло фабричный характер. Так, и в наши дни некоторым солдатам для удобства приходится обматывать рукоятки пистолетов и винтовок изолентами или пластырями, а кому-то привычней стрелять в специальных перчатках. Не знаю как на практике, но в манге такие мелочи выглядят очень вкусно. И, конечно, не забываем про кобуру, если только оружие вашего героя не достаётся из ниоткуда.

Первое знакомство со снайпером  Ван Авгуром из команды пиратов "Чёрной бороды" – «One Piece» © Эйитиро Ода

Подводя итог нашей беседе, хочу прокомментировать то, насколько важным элементом повествования является первое знакомство с героем, обладающим навыками стрелка. Большинство мангак стремится сразу поразить читателя необыкновенными способностями своих персонажей, особенно – антагонистов, которые на фоне главных героев произведений должны выглядеть предпочтительней или как минимум не уступать в силе. Именно это было продемонстрировано в манге «One Piece», когда пираты «Соломенной шляпы», будучи одни в открытом море, гадали, откуда могли быть подстрелены чайки, замертво упавшие на палубу корабля «Going Merry». Однако следующие кадры по мере их приближения показывают, что стрельбу вёл неизвестный снайпер с крыши одного из домов на острове Джая, в сторону которого держал курс «Going Merry». Позже станет известно, что снайпера зовут Ван Авгур и что он артиллерист команды пиратов «Чёрной бороды».

Также часто приходится сталкиваться с персонажами, которые изначально скрываются под маской невинности, но в ходе истории раскрывают свои смертоносные навыки. Авторы хотят удивить читателя неожиданным перевоплощением героя. Однако не редки случаи, когда подобный сюжетный поворот может обескуражить публику отсутствием логики или видимых на то предпосылок. Чтобы избежать негативного развития событий, художник должен стремиться дать зрителю зацепки, например, с помощью деталей рисунка или информационных вбросов, важность которых сможет подметить только очень внимательный читатель. Впрочем, я не утверждаю, что вся манга должна напоминать ребус, тем более, что есть жанры, которые в силу своей специфики позиционируются только как лёгкое чтиво. И всё-таки старайтесь играть с читателем в сложные загадки, опровергая ошибочное мнение о том, что манга не развивает.

На этом я готов раскланяться терпеливому читателю и, пользуясь случаем, хочу пожелать всем начинающим и уже зарекомендовавшим себя авторам больше оригинальных идей, творческого запала и терпения.

Смиренно жду ваших отзывов, корректировок и добавлений.

Автор: Райс Трикмол

Продолжение НЕ следует!

Домочевский  – «Blame!» © Цутому Нихэй

<< Часть 1

Комментарии (1)
Аноним
Вторник, 12 Январь 2016 12:57

Огромное спасибо за дивную подборку произведений. Очень познавательно.

Добавить комментарий

Закрыть