Сканирование изображений — неотъемлемая часть любого художественного процесса. О том, как на этом этапе работы избежать различных недоразумений и не потерять естественности и красочности рисунка, вам расскажет художница Skitalets, специально подготовившая мастер-класс по обработке чёрно-белых и цветных изображений при сканировании.
Я встречала довольно много уроков по чистке сканов, но всё-таки хочу рассказать, как это делаю я. Возможно, кому-то это окажется полезным.
1. Сканирование
Для примера я специально нарисовала рисунок на оборотной стороне факса – он слегка помят и просвечивает… Сканирую без каких-либо автоматических корректировок (они могут здорово попортить кровь и рисунок) с разрешением 300 dpi. Если мне приспичит его напечатать, то я смогу сделать копию 1:1, а если бы мне понадобилось увеличить рисунок, то я бы сканировала его с большим разрешением.
Более пугающее зрелище можно получить, сфотографировав рисунок при комнатном освещении… Но и его можно привести в приличный вид тем же способом, что и скан.
2. Black & white
Если рисунок нарисован одноцветной ручкой / карандашом / маркером, я конвертирую его в Фотошопе в чёрно-белое изображение с помошью Black & White (Image → Adjustments → Black & White (Alt + Shift + Ctrl + B). Здесь же можно легко вычесть ненужные цвета подвигав бегунки. Таким образом, я уберу маркер (если бы я просто конвертировала изображение в чёрно-белое, то у меня появился бы серый контур).
3. Уровни
Для примера приведу ещё набросок с использованием маркера. Корректирую контраст с помощью уровней (Image → Adjustments → Levels (Ctrl + L).
Здесь всё на глазок, естественно, никаких Auto, иначе можно зачернить карандаш и потерять детали. Кое-что можно вытянуть с помощью среднего бегунка, но им лучше не злоупотреблять, чтобы не испортить рисунок.
4. Ластик и высветление
Ластиком вычещаю мусор, где это возможно. Если требуется сохранить текстуру бумаги, то можно использовать Stamp (S). В случае с цветным контуром я как раз использовала штамп, чтобы убрать линии и буквы с него.
Если текстура бумаги не имеет значения, то загрязнённые области рисунка (или неровность бумаги при фотографировании) можно высветлить инструментом Dodge Tool (O) с настройками Range = Highlights (высветлять светлые области) и Exposure = 5-10%. В противном случае, эффект будет слишком сильным, и можно потерять детали.
5. Резкость
Необязательный шаг, но с ним текстура бумаги и карандаш становятся выразительнее.
Filter → Sharpen → Unsharp Mask.
Забороть цветной скан >:]
Для экспериментов взят рисунок Мухи
В случае с цветным изображением пункт № 2, естественно, пропускается. Зато добавляется цветокоррекция. Обычно сканер не сильно уродует цвет, поэтому я не полезу в дебри цветокоррекции (тем более что сама там не слишком хорошо ориентируюсь), а покажу простой способ.
Контраст добавляется с помощью уровней, как и в случае с чёрно-белым изображением. Тут главное не переусердствовать, чтобы в светлых областях не пропал цвет краски или текстура бумаги.
Изображение получилось более тусклым, чем оригинал, поэтому я добавляю ему яркости. Image → Adjustments → Hue/Saturation.
И ещё появился посторонний оттенок – голубой. Особенно это заметно на земле и на зелени. Его можно убрать с помощью Selective Color (Image → Adjustments → Selective Color). Цвет Neutrals в данном случае позволяет откорректировать средние тона на всём изображении.
Ну и в конце добавляю немного резкости, чтобы подчеркнуть текстуру материалов. Filter → Sharpen → Unsharp Mask.
Автор: Skitalets
Первая публикация: skitalets. Забороть скан! Забороть цветной скан >:]
Ruscomix magazine. – № 3. – 2012. С. 74-77.
Спасибо!
Спасибо, очень хороший и простый урок