Феминизм в аниме – часть 2 (заключительная)
Автор: Мангалекторий
Навсикая из Долины Ветров

Какое бы явление в аниме не приходилось анализировать, трудно, если вообще возможно, обойти вниманием Хаяо Миядзаки.

Творчеству Миядзаки посвящено множество статей, его фильмы регулярно берут награды на международных кинофестивалях, и многие люди начинали (а нередко заканчивали) знакомство с миром аниме «Принцессой Мононоке», «Навсикаей из Долины Ветров» и «Ходячим замком Хаула».

Одно из несомненной достоинств этих признанных шедевров – сочетание детской чистоты (сексуального подтекста нет в принципе) и глубоких идей. Поэтому так интересно исследовать развитие здесь феминистических мотивов: не приходится гадать, прячет ли автор фигу в кармане или до конца искренен.

Насколько мэтр вообще поддерживает феминистическое движение? За художника говорят его творения.

Унесенные призраками

Если взять полнометражные фильмы, то получится, что на главных ролях неизменно оказываются девочки либо девушки. И один раз – старушка, что стоит дюжины девиц! В «Ходячем замке» Миядзаки показал всему миру, что можно стать старой, но при этом остаться собой. Выбор произведения для экранизации и расставленные акценты – какое ещё доказательство нужно?

Ключевыми темами Миядзаки остаются экология, мир и сохранение традиций, что невозможно без женщин, создающих и защищающих жизнь.

Своих героинь режиссёр наделяет способностью понимать язык природы и магии. Они видят, воспринимают, чувствуют больше и сильнее мужских персонажей. Что характерно, они, так или иначе, выходят из рамок, предназначенных им обществом или природой, и меняют мир вокруг и самих себя.

Ходячий замок Хаула

Навсикая налаживает контакт с ома, «богами» Леса. Сита, девочка совсем не робкого десятка, раз за разом спасается от преследователей. Юная ведьма Кики теряет и пытается вернуть способности к магии. Сацуки и Мэй удаётся подружиться с «лесным духом» Тоторо, так что он даже помогает сёстрам. Фио чинит самолёт Порко Россо (кто сказал, что девочки не разбираются в технике?) Сан-Мононокэ сражается вместе с Волками против людей. Сэн-Тихиро – поразительный пример взросления (впрочем, о женских образах в «Унесённых призраками» парой слов не обойдёшься). Упомянутую Софи постигла «Самая Страшная Трагедия Настоящей Женщины» – она в одночасье постарела. Ну, а Поньё просто захотела стать человеком.

Получается, что каждый полнометражный фильм Миядзаки содержит, кроме всего прочего, историю девушки, которая ломает рамки. Почему же тогда наравне с девушками, которые не боятся прыгать выше головы, мы видим женщин, которые достигли многого, но оказались на месте антагонистов?

Принцесса Мононоке

Признаться, долгое время для меня оставались необъясненными тёмные женские образы Миядзаки. Впрочем, у этого режиссёра почти нет Абсолютного Зла – есть лишь разные стороны конфликта, каждая из которых по-своему права. Однако раз за разом неправыми оказывались решительные и волевые женщины на посту руководителя – Ксяна, Эбоси, Юбаба, Салиман. Если Миядзаки делает их противниками главных героев, получается, он против того, чтобы женщины командовали? Путешествуй, дерись, проявляй свою смелость и находчивость, но не забирайся слишком высоко? Или это отголосок уже упомянутого образа «главы рода» – забравшей власть старухи, которая никому житья не даёт? Или же смысл в том, что власть развращает, и особенно страшно, когда она развращает женщин?

Всё расставил по своим местам фильм «Рыбка Поньо на утёсе», в котором появилась женщина, чья власть – наивысшая (для японцев уж точно): Морская Владычица. Но в ней нет ни капли злобы или ненависти. Она всесильна, но и мудра, и способна простить даже людей, которые испоганили её прекрасное море. Она может уничтожить всех (одного цунами достаточно), но предпочитает мирное решение.

В этом и заключается позиция Миядзаки, раскрытая через сюжет и персонажей: когда женщина пытается стать мужчиной, когда она выбирает путь насилия и подавления, она перестаёт быть собой и, в конце концов, теряет свою силу. Например, корыстная Юбаба даже не смогла узнать своего обожаемого сына (конечно, он был превращён, но и Юбаба – могущественная колдунья).

Можно считать это навязыванием женщинам особой роли. Но в чём Миядзаки не откажешь, так это в последовательности: в каждом своём произведении он вновь и вновь повторяет: становись, кем хочешь, но не потеряй себя, иначе потеряешь всё.

sky_tigra приводит цитаты из интервью Миядзаки:

«Главный герой большинства моих фильмов – девочка. Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришёл, но лучше ограничиться кратким ответом: всё дело в том, что я очень люблю женщин».

«Обретение свободы – самая большая радость, доступная человеку».

Шёпот сердца

Конечно, на студии Ghibli снимают фильмы не одного только Миядзаки. Насколько же они отличаются, если проверить их на идеи феминизма? Наиболее примечателен в этом отношении «Шёпот сердца» – история начинающей писательницы Сидзуку.

Когда она решила стать писателем, никто не усомнился в том, что сможет. Конечно, это прежде всего история юности, первых опытов понимания себя и самореализации. Тем не менее, это всё-таки фильм про Человека, а не про девушку-какой-она-должна-быть. Сидзуку проявляет упорность, смелость, настойчивость – не трудно поверить, что её решение значит больше, чем минутный каприз (и уж чего нет в фильме, так это желания «понравиться мальчикам», хотя «Шёпот сердца» посвящён любви не меньше, чем творчеству).

Девочка, покорившая время

Другой яркий пример подобной героини – «Девочка, покорившая время», один из лучших анимационных фильмов последних лет.

Примечательно, что не последнее место в его сюжете занимает тётя главной героини – искусствовед и реставратор Кадзуко Ёсияма, которую называют «странной» (а всё потому, что она не спешит жить по правилам и вместо того, чтобы завести семью, посвящает свою жизнь картинам музея). Именно она смогла ответить на сложные вопросы главной героини Макото и помогла многое понять в окружающей жизни.

В аниме вообще много фильмов, а ещё больше сериалов, где на первых ролях – девушки-подростки (а вот парни – где-то на периферии). Как правило, сюжеты таких сериалов крутятся вокруг школы, но школой не ограничиваются. Их можно назвать жанром «комедийной повседневности», порой с примесью мистики, порой с изрядной дозой абсурда. Но что важно, так это старательное разрушение стереотипа «какой должна быть хорошая девочка».

Судя по таким сериалам как «Azumanga Daoh», «Nichijou», «Lucky Star», «Umisho» и сотням других, девушки вовсе не обязаны интересоваться мальчиками, шмотками, косметикой или зубрёжкой. Героини этих историй обсуждают всё, что только придёт в голову, отважно исследуют мир вокруг себя и, кажется, даже не подозревают о правилах типа «ты должна быть такой-то», «ты должна выглядеть так-то», «ты должна думать о»… Они живут в мире, который может вообще обойтись без «лиц противоположного пола».

Если взглянуть на школьные комедии вообще, ситуация выглядит странно: сериалы, сосредоточенные вокруг девушек, демонстрируют различные модели самодостаточности, благо выбор типажей для женских персонажей большой, ровно как и выбор интересов – от гитар до шоколадных рогаликов. А вот сериалы с мальчиками на главных ролях продолжают ходить по заколдованному кругу гарема: кого бы выбрать, если все хороши? В этой ситуации становится обидно за будущих мужчин: пока они привыкали к девушкам-которых-можно-выбрать, девушки выбирали право быть собой.

Lucky Star (Счастливая звезда)

«Lucky Star» – пародийная комедия, обыгрывающая многие штампы, в том числе из околоэротических сериалов, и при этом остающаяся невинной школьной историей о четырёх подружках-одноклассницах

На канале Fuji TV с 2005 года существует полуночный блок Noitamina, в рамках которого транслируют сериалы с преимущественно женской целевой аудиторией. Разброс жанров этого блока необычайно широк: от психологических драм периода Эдо до детективной фантастики. Именно в этот блок входит великолепный цикл «Нодамэ Кантабиле» (сериал про музыкантов и классическую музыку, продолжающий собирать армию поклонников по всему миру).

По составу Noitamina можно судить, какого мнения японские аниматоры о своих зрительницах. И признаться, японкам можно только позавидовать.

Уточняю для тех, кто мало знаком с жанрово-возрастными рейтингами аниме: под «школьным аниме» в данном случае подразумевается всё многообразие сериалов и фильмов, значительная честь событий которых происходит в школе.

Между тем в аниме, кроме жанров в привычном нам смысле слова, существует строгое деление, учитывающее возраст и пол зрителей. В зависимости от этих параметров выстраивается сюжет и образы героев, формируются идеи, определяется фривольность шуток и так далее. Причём, в отличие от американских фильмов, которые получают рейтинг, как правило, после завершения съёмок и монтажа, аниме создаётся в заранее обозначенных рамках.

Можно сказать, что аниме-индустрия строго ориентирована на пол зрителя: для девушек и юношей свои истории. Однако попытки объединить аудитории начались довольно давно. Ещё в 1996-м году вышел сериал «Tenku no Escaflowne», сочетающий сюжеты для девушек и для юношей. И это не единственное аниме, успешно объединяющее оба лагеря.

Между тем, как показывает реакция зарубежных зрителей, девушки с удовольствием смотрят истории про мальчиков, а парни находят удовольствие в историях, им не предназначенных. Как и в других областях искусства, шедевры не признают границ.

Изучением идей феминизма в аниме можно заниматься бесконечно. Нельзя поставить точку: постоянно выходят новые сериалы и фильмы с сильными женщинами и мужчинами, которых вполне устраивает общество равноправия.

Где-то над феминизмом подшучивают, где-то пародируют, где-то упрощают и опошляют. Есть произведения, спекулирующие на комплексе обид и мести, как «Mnemosyne no Musume-tachi», где шаблонные идеи радикального феминизма получили буквальное воплощение. В «Ice» так и вовсе показан мир без мужчин — вот только нет в таких сериалах и фильмах решения гендерных проблем. Это такое же спекулирование на теме, как и нарочитый эротизм в аниме для юношей.

Пожалуй, наибольшую пользу приносят произведения, постепенно приучающие к мысли, что пол не может стать препятствием для чего бы то ни было. И в этом направлении аниме уже давно прошло точку невозврата.

Восстановить систему «женщина знает своё место» не получится – слишком уж привычными стали женщины на «мужских» ролях. Кстати, сегодня приходится использовать кавычки: то, что было исключением пятьдесят лет назад, постепенно превратилось в норму – в первую очередь в произведениях массовой культуры. Но привычные образы на экране рано или поздно переходят в жизнь.

Темнее чёрного (1 сезон)

«Darker than Black 1»: Мисаки Кирихара – лейтенант, глава отдела МИДа.

На теме женщин-полицейских можно было бы написать отдельный обзор – слишком уж многогранная тема. Здесь и эротика, и боевик, и комедия, как в «Hyper Police». Женщины-полицейские нередко использовались, чтобы высмеять феминисток. С другой стороны, именно в связи с ними постоянно поднималась тема сексистских шуток и приставаний – то есть постепенно вырабатывался рецепт совместной работы смешанных команд.

Отличие от образа женщин-воительниц в том, что полицейский – это профессия, относительно рутинная и не всегда высокооплачиваемая. Отсюда разнообразие сюжетных поворотов, ситуаций и моральных дилемм. В своё время истории про женщин-полицейских были в моде. Существую продолжительные циклы на эту тему, например, «You’re Under Arrest». В нулевые окончательно сформировалась широкая гамма типажей: от строгих ответственных профессионалок, как правило, на руководящих постах, до рассеянных, но старательных помощниц.

Нередко встречаются и полицейские династии – как в «Super Gals! Kotobuki Ran».

Главная героиня юная Ран Котобуки происходит из семьи полицейских, родители хотят видеть её в той же профессии, но она слишком озабочена модными шмотками и своей популярностью (получается своего рода откат к клишированной блондинке). Однако Ран не просто королева модного района Сибуи: она постоянно кому-нибудь помогает, даёт советы, выручает из беды, охраняет порядок в своём районе – и нередко противостоит пустоголовым дурочкам, у которых нет ничего, кроме привлекательной внешности.

Ковбой Бибоп

«Cowboy Bebop»: космическая дальнобойщица Виктория Терпсихор

Конечно, подразумевается, что женщина-полицейская умеет водить. Женщины-водители тоже не редкость. Количество историй, где умение женщины управлять машиной (а также катером, самолётом, космическим кораблём, не говоря уже про боевых роботов) преподносится как само собой разумеющееся, заставляет задуматься о существовании феминистического лобби в аниме-индустрии.

Такие культовые сериалы как «Cowboy Bebop» и «Евангелион» демонстрируют полное равноправие в управлении транспортными средствами – впрочем, как и любой другой приключенческий или фантастический сериал. Например, гонщица Соноси МакЛарен в «Redline».

Ну, а там где транспорт – там и ремонт.

Гуррен-Лаганн

«Tengen Toppa Gurren Lagann TV»: главный механик Лэйтэ Джокин

Девушки с гаечным ключом в заляпанном масле комбинезоне… В американской кинофантастике ещё никто не смог затмить Кейли из «Firefly»! В аниме-сериалах и фильмах этот типаж также не воспринимается как исключение из правил: это и упомянутая Фио из «Порко Россо», и Лави из первого сезона «Last Exile», владельцы и работники оружейной мастерской Мэй и Ирэн из «Gunsmith Cats» и многие другие.

Безусловно, женщины-механики нередко выполняют так называемые «традиционные обслуживающие функции». Но если говорить о командном результате, то эта работа незаменима. Следует учесть, что в значительной части аниме-сериалов на первом месте общее дело, а не личные подвиги.

Например, в «Tengen Toppa Gurren Lagann TV» старший механик Лэйтэ Джокин по меньшей мере один раз «спасла всех», приняв нормальное для человека такой профессии решение не выбрасывать старую технику.

Следует отметить то немаловажное обстоятельство, что женщины технических профессий в аниме не принуждаются к выбору между работой и семьёй: они влюбляются, выходят замуж, рожают детей – и продолжают «лежать под капотом» или пропадать в мастерской или лаборатории.

Машина или звездолёт – не предел сложности. В «Cowboy Bebop» есть персонаж, обозначивший (и породивший) весьма специфический тип девушек.

Ковбой Бибоп

Эдвард Вонг Хау Тивроски IV

Девушки-хакеры также давно стали общим местом. Приведённый в качестве примера кадр из «Cowboy Bebop» использован потому, что был под рукой. Если же задаться целью собрать девушек-хакеров, то список будет впечатляющим.

Способности женщин к математике и логике, к шахматам и философии не обсуждаются – и если в военных сюжетах периодически всплывает тема «заслонить собой девушку, потому что она девушка», то интеллектуальные возможности давно уже освобождены от споров.

Безусловно, на «право женщиной быть умной» повлияли японские традиции. Именно женщины выпестовали японскую литературу (можно сказать, что куртизанкам отдали романы, потому что куртизанкам положено разбираться в тонкостях чувств), умение писать, читать и понимать сложные тексты (в первую очередь для аристократок) было обязательным для «идеальной женщины». Позднее это воплотилось в такой черте гейш как умение поддерживать беседу. Да и традиция передавать жёнам управление средствами и хозяйством подразумевала некоторую образованность. Но одно дело – образованность для дома или для удовольствия, и совсем другое – профессия.

Эврика 7

«Eureka 7»: Миша, врач и учёная

Женщина-врач – это пример «для комплекта», поскольку образ привычен и в реальной жизни.

(Думается, мало кто из шовинистов, рассуждающих вслух и на форумах об ущербности женщин, откажется от услуг врача-женщины – а ведь, если вдуматься, сегодня в медицине как нигде реализовано равноправие).

Попытки вспомнить профессию, куда в аниме никогда не пускали женщин, ни к чему не привели.

Вообще дискриминации женщин, насилие, угнетение никогда не преподносилась как правильное. Либо это повод для конфликта и борьбы, либо мы имеем дело с историческим аниме, либо с эротико-порнографическим.

Одно из самых примечательных произведений на тему неравенства и борьбы за равноправие – «Kurenai». Нельзя сказать, что попытка поднять «женский вопрос» и тем более ответить на него оказалась полностью успешной. Но произведение, безусловно, рекомендуется к просмотру всем, кто следит за проявлениями феминизма в массовой культуре.

Но если затронут вопрос с «мужскими» ролями, то как быть с исконно женскими?

Изрядно поработав на поле раскрепощения и реализации равных прав, аниме неоднократно проверяло своих сильных женщин на способность быть ещё и женщинами.

Michiko and Hatchin (Митико и Хаттин)

«Michiko and Hatchin»: Митико и Хаттин

История крутой бандитки Митико и сиротки Хаттин, наполовину утрированно-романтические, наполовину реалистическая, показывает взаимоотношения двух девушек (одной совсем взрослой, другой ещё предстоит вырасти), которые пытаются поиграть в дочки-матери. То есть буквально: бой-баба, которая своими руками вытащила себя из тюрьмы и способна этими же руками закопать очень многих, учится заботиться о другом человека, а девчонка, которой пришлось слишком рано повзрослеть, учится доверию и любви.

И как далеко не каждая женщина способна быть матерью, так и не каждый мужчина обязательно должен быть «могуч, вонюч и волосат». Мужчины на «женских» ролях – явление хоть и не слишком распространенное, но и не редкое, особенно в последнее время.

Чаще всего (но не обязательно) мужские персонажи берутся за половую тряпку, становятся к плите и учатся менять подгузники в ситуации, когда женщины, чтобы сделать это, нет и не предвидится. И это не обязательно сюжеты «мама умерла». Бывает, что женщина вроде бы как рядом, но на предложение «что-нибудь приготовить» способна пристрелить. Или же, как в «Нодамэ Кантабиле», попросту не способна выполнять домашнюю работу.

Лучшим завершением краткого обзора «сильные женщины и тема феминизма в аниме» станет сериал о том, как мужчина залез в шкуру матери-одиночки.

Usagi Drop (Брошенный кролик)

«Usagi Drop»: папы

Это аниме было бы полезно посмотреть всем тем, кто отказывается признавать работу домохозяйки работой, и кто не понимает нежелания брать на себя ответственность за ещё одну жизнь. Потому что здесь последовательно и обстоятельно рассказывается и показывается, как ребёнок меняет жизнь. И не только к худшему разумеется – это и счастье, и радость каждый день. Но не «просто так» и не «само собой».


 

Этот обзор растянулся на две части. Его можно было бы растянуть и на пятьдесят две – феминистические мотивы и идеи в аниме заслуживают внимания хотя бы потому, что рисованные истории дают больше простора, чем «снятые».

Может создаться впечатление, что аниме – сплошь феминистическое. Это не так: оно разное, как и подобает национальному виду культуры. Кроме того, это коммерческое искусство: есть и цензура, и приёмы привлечения зрительского внимания.

Цензура запрещает насилие и извращения в транслируемых по телевидению сериалах, она стимулирует пропаганду семьи и равноправия, трудолюбия и любви к знаниям.

С другой стороны, законы рынка требуют удовлетворять потребителей, поэтому наблюдается фиксация на подростковых мужских фантазиях или на женских.

Тем не менее, сильных женщин, девушек и девочек всё больше и больше. Собственно, как и в жизни.

Приятного просмотра всем тем, кого этот обзор соблазнит на расширение кругозора!

И отдельное спасибо советчикам и консультантам!

<<<Часть 1

Статьи изначально написаны для тематического сообщества feministki.livejournal.com

Автор: Расселл Д.Джонс

Комментарии (2)
Tanya
Вторник, 2 Октябрь 2012 14:09

Прочитала продолжение, как и первую часть – на одном дыхании )))
Очень интересно! Спасибо ))))

Аноним
Вторник, 4 Декабрь 2012 17:24

Обзор обзором, но его название некорректно и тема некорректна. Его следовало бы назвать “Женские образы в аниме” или как-то вроде, потому что к феминизму большая часть перечисленного имеет очень отдаленное отношение. На самом деле, феминистичного аниме очень мало, и большая его часть относится к категориям седзе и дзесея. И действительно сильных героинь, которые бы восхищали зрителей-женщин, в аниме очень немного, несмотря на то, что вроде бы, на первый взгляд, да целая куча. (Пожалуй, самое феминистичное аниме – по сути, а не “ой, вот у нас тут девочка управляет танком” – даже и не упомянуто. Это “Утена”, конечно.) Когда автор мешает в одну кучу Миядзаки, Лаки Стары и Нодаме Кантабиле, это означает только одно, боюсь, – он ничего не понимает в феминизме и зря вообще употребляет это слово.

Закрыть