При создании сюжета наряду с Завязкой, Развитием действия и Кульминацией не малую роль играет Развязка (концовка), без которой произведение будет попросту незавершённым. Подобная схема применяется не только в литературе, но и в манге. В японском языке этому соответствует понятие кисё:тэнкэцу (起承転結), подразумевающее под собой, что история схожим образом излагается в четырёх последовательных этапах (ки — сё: — тэн — кэцу). Эта статья познакомит вас с разновидностью последнего этапа структуры рассказа — Развязкой (яп. 結 — «кэцу»), получившей также название «Оти» (яп. 落ち или в записи катаканой — オチ ).
Развязка-сон (夢オチ)
Перед зрителем разворачивается история, полная событий, но в конце объявляется, что это был сон. Этот тип концовки используется, когда всё происходящее не удаётся увязать в единое целое или когда нужно резко оборвать повествование. Бездумное использование этого приёма в манге считается признаком непрофессионализма. Часто применяется для создания побочной линии повествования, когда герой в ходе действия засыпает или падает в обморок, или же испытывает какое-либо сильное потрясение, от которого теряет сознание.
Также может использоваться в сериалах о школе, в пародийных сериях (так называемых спецвыпусках), чтобы удлинить повествование.
Развязка-шутка «для посвящённых» (楽屋オチ)
Эта концовка (подобно шутке, предназначенной для узкого круга людей), не покажется смешной, если не знать подробностей о писателе или же о том, как создавалось произведение. Это не самый лучший тип развязки, как и развязка-сон. Часто используется следующий приём: в действие вступают писатель и редактор, и редактор ругает писателя за то, что тот слишком медленно пишет или за то, что его произведение никуда не годится. В манге «Рэццурагон» (издавалась в 1971-1974 гг. в «Weekly Shonen Sunday») её автор Фудзио Акацука пытался довести этот приём до крайности.
Также бывает, что комический эффект достигается за счёт обращения к реальной жизни. Например, действие в манге разворачивается быстрее, чем обычно, персонажи спрашивают, чем это вызвано, и получают ответ: «Не хватает страниц». Это тоже можно отнести к одной из разновидностей развязки-шутки «для посвящённых». Хотя здесь используется термин «развязка», такой приём можно отнести к одной из разновидностей шуток, принятых в ракуго (комические миниатюры).
Развязка-взрыв (爆発オチ)
Действие заканчивается взрывом. По большей части взрыв просто насильно обрывает действие, но есть и исключения, например, Super Bomberman (издавалась в 1993-2002 гг. в «Corocoro Comic»), где автор тщательно продумывал, что именно приведёт к взрыву.
Развязка «Наша битва ещё впереди!» 「オレたちの戦いはこれからだ!」オチ
Часто встречается в произведениях, которые приходится оканчивать из-за прекращения издания журнала, из-за того, что само произведение теряет популярность и тому подобных причин. Поскольку становится невозможно разрешить сложившуюся ситуацию (хотя по изначальному замыслу она со временем непременно пришла бы к логическому завершению), то действия главного героя постепенно сводятся на нет и откладываются на потом. В результате побочные линии также нередко остаются незавершёнными. Однако с другой стороны подобная концовка может быть использована в юмористической манге и аниме, так называемая «развязка ни о чем». В этом случае предполагается, что читатели (зрители) знают о том, что для подобных произведений характерна такая развязка, и используется сочетание с развязкой-шуткой.
Кольцевая развязка (ループオチ)
При такой развязке действие заканчивается при тех же обстоятельствах, с которых оно начиналось, создаётся впечатление, что у истории нет конца (она повторяется раз за разом). Также используется название «бесконечное кольцо». В силу своей специфики может применяться одновременно с развязкой-сном. По большей части используются два варианта развития сюжета: или действующие лица и время в конце точно совпадают с данными во вступлении, или главный герой, который изначально был пострадавшим, меняется местами со своим обидчиком по сценарию: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь».
Материал из японской Википедии
Помощь в переводе: Галина Соловьёва
Сверился с мангой которую сам перевожу.
1. Развязка-сон — частный случай развязок «матричного» типа, когда в конце выясняется что все события есть лишь часть чего то большего, например постановка, либо всё на самом деле не так.
2. Список явно выглядит каким то не полным. Нет концовок типа
- happy end — «и они жили всю жизнь счастливо, поженились и нарожали детей.»
- survival — «я вернулся из ужаса и теперь об этом вам рассказываю»