На этой странице представлен список литературы, включающий в себя статьи и монографии по истории и теории анимэ как российских, так и англоязычных авторов. Также отдельные публикации доступны для чтения в Интернете, ссылки на них приводятся с соблюдением всех авторских прав.
Некоторые зарубежные книги помечены красными, синими или зелёными звёздочками. Это означает, что их можно найти в соответствующих библиотеках г. Москвы. Расшифровку обозначений и адреса библиотек вы найдете в самом конце списка.
Статьи и монографии на русском языке
- Агеева М.Б. Восприятие японской культуры через анимэ. Феномен субкультуры «анимешники» // Новый взгляд. Япония: переломные моменты истории: сб. конф. Japan Report, 15-16 окт. 2011, Москва. – М.: Наталис, 2011. С. 97-109.
- Аниме — анимационная японская поп-культура // Ниппония. Открытие Японии. – 2003. – № 27.
- Бубнова А.С. Некоторые переводческие трансформации во французской и русской версиях аниме-фильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №6 (335). С. 10-14.
- Иванов Б. Введение в японскую анимацию. – М.: Фонд развития кинематографии, 2001. – 336 с.: ил.
- Иваненко Е.А., Корецкая М.А., Савенкова Е.В. Заклятье вечной молодости, или репрезентация телесности в жанре аниме // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – 2009. – № 2 (6). С. 32-43.
- Имамура А. Хаяо Миядзаки: «Наша студия нетипична для японской анимации» // Япония: стили и жизни. – Лето 2010. С. 4-9.
- Имамура А. Японские электроники // Япония: стили и жизни. – Осень 2010. С. 20-21.
- Катасонова Е.Л. Анимэ: вчера, сегодня, завтра // Япония 2007. Ежегодник – М.: АИРО-ХХI, 2007. С. – 221-239.
- Катасонова Е.Л. Анимемания // Восточная коллекция. – 2008. – № 2 (33). С. 89-97.
- Катасонова Е.Л. Музыка для анимэ // Мангалекторий (06.03.2013).
- Катасонова Е.Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: очерки современной японской массовой культуры. – М.: Восточная литература, 2012. – 357 c.: ил.
- Комиксы без границ. Локарно-2009: анимэ и манга // Искусство кино. – 2009. – № 9. С. 110-124.
- Корнеев В. Российские фэны аниме и манги: киноведы, физики и Борис Ельцин // Интернет magazine. – 1998. – № 6-7.
- Корнеев В. Первые полвека аниме: японская анимация с 1907 по 1957 гг. // АнимеГид. – 2008. – № 29. С. 36-45.
- Крижевич М.И. Психологические и культурные проблемы восприятия японской анимации // Япония — восприятие в России: сб. конф. Japan Report, 9-10 окт. 2010, Москва. — М.: Наталис, 2011. С. 53-56.
- Л.А. У истоков анимэ // Япония сегодня. – 2007. – № 10. С. 20-21.
- Л.А. Анимэ: становление жанра // Япония сегодня. – 2007. – № 11. С. 12-14.
- Л.А. Анимэ: золотой век // Япония сегодня. – 2007. – № 12. С. 18-21.
- Мельникова А.Н. Синтоистские мотивы в творчестве Миядзаки Хаяо // Синто: работы лауреатов конкурсов молодых исследователей 2004-2009 годов. — М.: Спутник+, 2010. С. 157-168.
- Наймушина А.Н. История аниме в России // Манга в Японии и России: Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса. – М.; Екатеринбург: Фабрика комиксов, 2015. С. 174-183.
- Рыгина Л. Анимация небесного цвета // Окно в Японию (20.06.2004).
- Сакурай Т. Анимэ воодушевляет российскую молодежь. Японские узы // Япония наших дней. – 2011. – № 4 (10). С. 146-148.
- Самойлова Е.О. Семантика киберпространства в жанрах аниме // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. — 2012. — № 1. С. 161-167.
- Сычева Е.С. Проблема перевода обращений и именных суффиксов в современной массовой культуре Японии (на примере аниме и манга) // Вестник Московского университета. Сер. 22, Теория перевода. – 2015. – № 1. С. 46-56.
- Трикмол Р. Стрелковое оружие в манге и аниме // Мангалекторий (02.02.2015).
- Трифонова Л.Л. Мифопоэтический аспект творчества Х. Миядзаки // Культура. Духовность. Общество. С. 82-97.
- Хикита М. Концепция «утопии» в творчестве Хаяо Миядзаки.
Статьи и монографии на английском языке
-
Boden S. Women and anime: popular culture and its reflection of Japanese society. (Боден С. Образ женщины в анимэ: влияние массовой культуры на японское общество.)
-
Cinema anime: Сritical engagements with Japanese animation. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. – 256 p.: ill. (Синема анимэ: Критические заметки о японской анимации.)
-
Cavallaro D. The cinema of Mamoru Oshii: fantasy, technology and politics. – North Carolina: McFarland & Co, 2006. – 248 p.: ill. (Каваларо Д. Фильмы Мамору Осии: фантазия, технология и политика.)
-
Cavallaro D. Anime intersections: tradition and innovation in theme and technique. – North Carolina: McFarland & Co, 2007. – 209 p.: ill. (Каваларо Д. Пересечения в анимэ: традиция и инновация в лейтмотиве и технических приёмах.)
-
Cavallaro D. Anime and the Art of Adaptation: Eight famous works from page to screen. – North Carolina: McFarland & Co, 2010. – 212 p.: ill. (Каваларо Д. Анимэ и искусство адаптации: экранизация восьми знаменитых работ.)
-
Clements J., McCarthy H. The anime encyclopedia: a guide to Japanese animation since 1917. – Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2006. – 867 p.: ill. (Клементс Дж., Маккарти Х. Энциклопедия анимэ: Японская анимация с 1917 г.)
-
Izawa E. The romantic, passionate Japanese in anime: a look at the hidden Japanese soul. (Идзава Э. Романтичные, пылкие японцы в анимэ: взгляд на таинственную японскую душу.)
-
*Japanese visual culture: Explorations in the World of Manga and Anime. – N.Y.: M.E. Sharpe, 2008. – 352 p.: ill. (Японская визуальная культура: Исследования в сфере манги и анимэ.)
-
Kelts R. Japanamerica: How Japanese Pop Culture has invaded the U.S. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007. – 256 p.: ill. (Кельтс Р. Японамерика: Как японская поп-культура захватила США.)
-
Koyama-Richard B. Japanese Animation: from painted scrolls to Pokemon. – Paris: Flammarion, 2010. – 245 p.: ill. (Кояма-Ричард Б. Японская анимация: от живописных свитков к Покемону.)
-
Lamarre Th. The anime machine: a media theory of animation. – Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 2009. – 385 p.: ill. (Ламарре Т. Механизм анимэ: медийная теория анимации.)
- Manga Impact!: The World of Japanese Animation. – N.Y.; London: Phaidon Press, 2010. – 296 p.: ill. (Влияние манги!: Мир японской анимации.)
-
*Napier S.J. Anime from Akira to Princess Mononoke: Experiencing Contemporary Japanese Animation. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2001. – 311 p.: ill. (Нейпир С.Д. Анимэ от Акиры к Принцессе Мононокэ: опыт современной японской анимации.)
-
Ruh B. Stray dog of anime: the films of Mamoru Oshii. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2004. – 230 p.: ill. (Ру Б. Бродячий пёс: фильмы Мамору Осии.)
-
Takamoto I. Iwao Takamoto: my life with a thousand characters. – Jackson: University Press of Mississippi, 2009. – 206 p.: ill. (Такамото И. Ивао Такамото: моя жизнь среди тысячи персонажей.)
-
Takeda Y. The Notenki Memoirs: Studio Gainax and the two men who created Evangelion. – Diamond Comic Distributors, 2005. – 172 p.: ill. (Такэда Я. Воспоминания Нотэнки: Студия Гайнакс и двое создателей Евангелиона.)
Доступно в библиотеках:
*РГБ им. Ленина (как проехать).
*ВГБИЛ им. Рудомино — отдел японской культуры Japan Foundation (как проехать)
*РГБМ — Центр комиксов (как проехать).
Вот еще интересная литература http://igravbiser.msk.ru/anime.html