На первом Интернет-конкурсе комиксов и манги TIM contest 2012/13 дебютировало немало молодых и талантливых художников, среди которых особого внимания заслуживает Екатерина Захарова (aka Хольда). Её манга «Один секрет длиною в вечность», удостоенная почётного 3-го места, поразила жюри небывалой атмосферой, где сон и реальность, кажется, сливаются воедино, но при этом каждая деталь не случайна и досконально продумана.
В манге Хольды мы вновь наблюдаем удивительное смешение нескольких культурных традиций: японской, русской, скандинавской. И возможно такая волна экспериментов это ещё один шаг на пути к обретению оригинального стиля.
Что для вас значит победа в конкурсе?
Я очень рада и горда, что моя работа оценена так высоко! Это вселяет уверенность в себе, разжигает стремление много-много рисовать (хотя я и так мечтаю о маховике времени, ибо 24 часа в сутках для художника — это бессовестно мало!), совершенствовать технику, придумывать новые сюжеты, да и вообще это ужасно приятно!
Участвовали ли вы раньше в подобных конкурсах?
Нет, это мой первый опыт)) По-моему, хорошее начало ^__^
Как Вы относитесь к появлению TIM contest?
Очень здорово, что этот конкурс состоялся, и я надеюсь, он не станет последним. Такие конкурсы, по-моему, – отличный стимул для художников совершенствовать своё искусство и пихать в бок Музу, чтобы она подкидывала новые сюжеты.
Устраивают ли вас сроки и требования конкурса? Ваши пожелания организаторам?
На мой взгляд, изначально были заявлены слишком маленькие сроки, это несколько смягчалось тем, что они попадали на длинные новогодние выходные, но всё же, если бы дополнительная неделя была сразу добавлена, было бы лучше. Лично у меня как-то сразу придумалась история, и короткие сроки дисциплинировали, но всё равно это была гонка со временем. Возможно, многие отказались от участия, потому что посчитали, что не успеют к сроку. Перегибать, конечно, тоже опасно, но мне кажется, чтобы нарисовать хорошую историю за месяц, надо иметьприличный опыт, а его у начинающих художников может и не быть. Так что моё пожелание: хотя бы небольшое продление сроков.
Расскажите немного о себе. С чего началось ваше знакомство с мангой и комиксами?
Я из провинции, из города Елец) Мне…ох, память девичья!… кажется 24 года =^___^= Рисовать комиксы я начала очень давно, в то время у нас манги вовсе не было, но по ТВ изредка показывали анимэ. В школе мы перерисовывали мордашки из комиксов «Ведьма» (W.I.T.C.H.), а первой мангой, которую я прочитала, была «Дочь Базилиса» Тихо Сайто. Обожаю эту художницу, а эта её работа до сих пор моя самая-самая любимая манга из всех, хотя с тех пор я прочитала ооой как немало!
В беспортошном детстве я ходила вхудожественную школу (и даже закончила!), но, увы,людей мы там вообще не рисовали, эту науку пришлось постигать самой. До сих пор пытаюсь это делать с переменным успехом ^^’’’
Сколько времени в целом у вас ушло на создание манги «Один секрет длиною в вечность» и сколько дней занимало рисование одной страницы?
Комикс я рисовала ровно 27 дней. Никогда не думала, что умею так быстро рисовать! >_<, до сих пор не верится, что успела. В условиях цейтнота пришлось жестко себе распланировать, в какой день можно было нарисовать одну страничку, в какой — обязательно две, чтобы успеть. Обычно я рисую страничку в день, могу нарисовать чуть меньше, могу чуть больше, но в среднем так.
Опишите этапы работы над мангой? Какими графическими редакторами и инструментами вы пользуетесь?
Обычно, когда я рисую мангу, этапы таковы: написание подробного сценария с диалогами, раскадровки на миниатюрах, отрисовка карандашом, сканирование и обводка плюс скринтоны на компьютере в программе Manga Studio. Но тут надо было спешить, и почти все страницы я рисовала сразу на компьютере.
Есть ли у вас другие работы?
Да, некоторые другие есть, пара короткихрассказов и большой проект, первую часть которого я как раз собираюсь в ближайшие месяцы закончить и выложить где-нибудь на суд общественности. Правда начинала я это всё довольно давно, поэтому качество начальных глав хромает… Активно бью себя по рукам, чтобы не засесть за перерисовку, а то ведь знаете, какой это может быть бесконечный процесс, пока всё перерисовал, ещё нарастил уровень рисовки, и как бы снова надо перерисовывать!
Как вы определяете свой стиль? Что вам ближе манга или комикс?
То, что я рисую, по обыкновению называют «мангой»: чтение справа налево, чёрно-белый спектр, скринтоны, это, конечно, чисто технические моменты, но они больше соответствуют манге, а не комиксу, на мой взгляд.
Насчёт предпочтений я не могу ответить однозначно, думаю, на формирование моего стиля повлияло (и продолжает ^^) и то и другое. Я считаю, что в обоих этих направлениях есть и совершенно бесподобные примеры рисунка и совершенно бездарные. И мне кажется неверной позиция, когда комикс и манга выставляются непримиримыми врагами. Мы вольно или невольно что-то заимствуем, когда читаем и рассматриваем. И чем шире будет спектр приёмов изображения и подачи истории, тем больше вероятность того, что художник и автор создаст из этого свой уникальный стиль и на такой основе, взятой из разных направлений, сможет вырастить что-то действительно самобытное, принадлежащее именно ему.
Как вы выбрали тему для вашей конкурсной манги «Один секрет длиною в вечность»?
Ой, вот на этот вопрос мне сложно ответить. Я не выбирала тему, она просто появилась, топнула ножкой и сказала «Рисуй меня!». Думаю, повлияли сказки, в целом, как жанр. Сказки ведь — очень специфический жанр, они лаконичны, но при этом в них умещается бездна смысла. А я, если честно, люблю эпичные вещи, и мне трудно ограничиться малым объёмом страниц. И тут сказки очень помогли мне это преодолеть так, чтобы получилось со смыслом, но коротко.
На конкурс принимались работы на любые темы. По-вашемуэто усложняет задачу для художника или легче работать на заданную тематику?
Мне понравилось, что тема не была задана:) Свобода в творчестве очень для меня важна.
Однако я не являюсь ярой противницей заданной тематики, причём не только широкой, например, «огонь», но и более узкой и детализированной. Чем уже тема, тем интереснее то, как разные художники её воплотят. Это как рассматривать один и тот же пейзаж, который рисовал, например, представитель прерафаэлитов, художник-кубист и экспрессионист. Вроде одни и те же горы и деревья, а на картинах получаются совершенно разные миры. Вот только, когда тема задана, всегда есть вероятность того, что у художника просто не будет именно сейчас и именно на неё вдохновения. Так что я думаю, идеальным было бы чередование конкурсов, где тематика есть, и где она напрочь отсутствует.
Откуда у вас такая любовь к детализации и заполнению пространства всей страницы? Не кажется ли вам такая нагрузка на читателя чрезмерной?
Детальки — моя маленькая девичья слабость ^__^’’. Я очень люблю прорисованность в артах, когда можно долго рассматривать странички. По-моему это углубляет пространство мира, которое показывается в манге, наполняет его «бытовыми» деталями, которые придают ему объём и живость. Например, если в манге есть представители разных народов, то у одних могут быть одни узоры на одежде, у других — иные, и можно придумать, что они значат, почему так, а не иначе. Возможность этого делает создаваемый мир реальнее и интереснее. К тому же это просто красиво ^__^
В конкурсной работе детали в большинстве случаев были призваны подчеркнуть сюжет, хотя, думаю, над такими тонкостями никто не задумывался, и я такое обычно делаю просто для собственного удовольствия ^^’’’. Например, на второй странице, когда Царевич касается собственного двойника, на его фоне изображены шестерёнки — это потому, что его жизнь была выверенной и точной, как часовой механизм, за спиной же двойника — магические пентаграммы и символы, они притягательны, как всякие магические знаки, но также и опасны и непредсказуемы, именно такой должна стать жизнь Царевича, если он решится последовать зову своего сердца.
Насчёт нагрузки на читателя: я стараюсь не перегибать палку (хотя со мной случается такое). Но вообще я думаю, что если читателю приятно рассматривать — он будет рассматривать, а нет, так прочитает текст, посмотрит на основные фигуры и пролистает дальше.
У вас в работе встречаются различные визуальные эффекты, которые не сразу бросаются в глаза, как например деревья с человеческими лицами или парящая птица. Это продуманный ход? Как рождаются подобные идеи?
Да, в этой работе лишних эффектов нет, они все имеют свой смысл, и поэтому с придумыванием их у меня не было особых проблем. Как-то само собой рождается обычно, хотя иногда появляются разные варианты изображения одного и того же смысла, тогда в дело вступают соображение композиционной предпочтительности))
Ну, вот птица, например, появилась потому, что, во-первых, в тексте сердце сравнивается с птицей, во-вторых, птицы — существа верхнего мира и в их образе во многих культурах изображалась душа, в-третьих, птицы — быстрые, они могут подняться над землёй, увидеть то, что человеческому глазу не под силу, как бы заглянуть в будущее. Поэтому птица на той странице — это как бы воплощённое стремление Царевича к своей цели.
В вашей работе много стилизованных словесных пузырей. Они несут какую-то смысловую нагрузку или сделаны больше для красоты?
Обычно я использую в манге стандартные пузыри, но здесь всё сложено из символизма и декора, поэтому я решила сделать пузыри декоративными.
Как появился персонаж девушка, продающая секреты? Что означает сцена, где к ней за секретом приходит Бог?
Торговка секретами появилась из размышлений об образе Дарителя в сказках, всегда же там есть такой персонаж: волшебник, Баба-Яга, какое-то животное. И обычно ему самому как личности не уделяется внимания, а мне было интересно попробовать смешать образ абстрактного помощника с образом конкретного человека так, чтобы обе сущности как-то проступали.
Поэтому в манге есть упоминание о том, как девушка начала продавать секреты — история, которая вполне могла бы произойти в действительности. И наряду с этим — сцена с Богом — это отсылка к скандинавскому эпосу «Старшая Эдда», где девушка выступает в образе мудрой провидицы, которую верховный бог Один воскрешает из мёртвых и расспрашивает об устройстве и истории мира, и о будущем. Так что эта торговка знает мнооого секретов!
Ваш псевдоним и использование орнаментов в манге как-то связаны с любовью к скандинавской культуре?
Мой псевдоним определенно с нею связан. Ему уже сто лет в обед:) Хольда — это скандинавская богиня зимы, в некоторых вариантах мифа возглавляющая дикую охоту либо вместе с Одином, либо в одиночку. Позже христианство её перевоплотило во фрау Холли или госпожу Метелицу из одноименной сказки братьев Гримм. Появился он у меня давным-давно. Кто-то из моих друзей утверждал, что на какой-то гравюре (я её так и не увидела) с дикой охотой Хольда на меня внешне была похожа, ну а мне нравились скандинавские имена и её образ, поэтому так и прижилось.
Орнаменты — это частный случай моей любви к деталькам везде и всюду ^^»’. Интерес к ним не ограничивается каким-то отдельным стилем или географической привязкой, просто очень люблю декоративное окружение с кучей деталек, так что обойти вниманием орнаменты нельзя было никак )))
У художников возникают определённые трудности при передаче сцен с движением (экшен). В конкурсных работах этого тоже не хватает. Как вы считаете, почему так происходит? Лично для вас такие сцены представляют сложность?
Дааа, сцены с движением — это моя большая проблема! Мне кажется, что талант рисовать динамику — это во многом врождённое. Если от рождения есть умение подмечать и ловить линию динамического движения, тогда такие сцены даются с лёгкостью, а если нет, то, увы и ах, придётся долго-долго набивать руку. Но думаю, научиться всё же можно, было бы желание и творческое упрямство)))
Как вы считаете, что нужно для развития манги в России и появления новых интересных художников?
Я думаю, что будущих художников-мангак можно разделить на две группы: первые просто не могут не рисовать и будут это делать даже в тайге на коре хвойных деревьев или на песке необитаемого острова. А ко вторым я бы отнесла тех, в ком есть искра творчества, но чтобы она разгорелась, её надо вовремя раздуть, подкинуть человеку идею самовыражения через творчество, а не через тусовку в «гоп-компании». А для этого должна быть возможность как-то познакомиться с жанром, вообще узнать о его существовании. Интернет на этот счёт радует, и хочется пожелать сайтам, сообществам и журналам, специализирующимся на нашей манге, процветания и дальнейшего развития. По-моему, были бы очень интересны онлайн-конференции для общения начинающих художников и просто интересующихся с прославленными коллегами по цеху.
А вот в реальности дела обстоят хуже. Манга для России всё ещё новый и непривычный жанр, поэтому, наверное, у издательств такие трудности, очень хочется, чтобы они держались на плаву и уделили больше внимания именно русским художникам и художникам из стран СНГ, чтобы появилось больше возможностей вне Интернета для издания нашей манги. Не обязательно как персональные серии, а, например, сборники по результатам конкурсов. По-моему, это был бы отличный стимул для художников повышать свой уровень и творить, зная, что если они постараются, у них будет шанс издаваться. А читательской среде это бы показало, что манга и комиксы — это уже не просто какой-то забугорный малопонятный жанр, что в России он распространён и уже приобретает свои самобытные черты.
Ваше напутствие тем, кто будет участвовать в следующем конкурсе комиксов и манги TIM contest?
Я хотела бы пожелать будущим участникам конкурса и, вообще, всем художникам и творческим людям, которые прочтут это, несколько вещей.
Во-первых, рисовать от души, не обращая внимания на моду, тенденции, степень предполагаемой интересности и всё такое. Просто позволить своей фантазии расправить крылья и успевать записывать и зарисовывать то, что она будет показывать и рассказывать. Когда что-то делается с душой — это всегда чувствуется в работе, и тогда она может понравиться или не понравиться, но точно не оставит никого равнодушным.
Во-вторых, не забывать про поговорку «век живи – век учись» и никогда не прекращать совершенствовать своё мастерство, адекватно относиться к конструктивной критике, но при этом не слушать троллей и не расстраиваться из-за их нападок.
В-третьих, и это касается конкурсов: по-моему, лучше меньше, но качественнее, чем больше, но халтурнее. Я не согласна с теми, кто говорит, что в манге и комиксах сюжет и текст важнее, чем рисунок. По-моему графические истории тем и уникальны, что в них это две равные по важности величины. И если рисунок будет уж совсем никакой, то читатель может заскучать и не дочитать текст.
Ну и последнее: не расстраивайтесь, если с первого раза не получается. И если со второго и третьего раза не получается, тоже не расстраивайтесь. Не опускайте руки и, в конце концов, всё обязательно получится!
Хольда – ты лучшая! Иди тойже дорогой и всё получится. У тебя феноменальный талант художника. И ты очень интересно пишешь.
Ух, ты!!!
Спасибо за интервью. Интересно было почитать. Зашла на тимпрожект и прочитала манга Хольды. Мне понравилось.отела прочитать продолжение, но не нашла его. Оч понравилось, что автор уделяет так много место деталям и двойному или тройному смыслу рисунка. Давно не читала что-то подобное, мне нравится смотреть на рисунок и понимать, что на втором плане детали так же важны как и основной герой или история. Классно!
Хольда, продолжай рисовать и придумывать что-то новое! У тебя будут свои читатели. Успехов!!
Хорошая манга: и сюжет, и рисовка. Понравилась идея онлайн-конференций и напутствие будущим участникам.