Истоки жанров манги яой и сёнэн-ай
Автор: Yuki Maguro
Сейлор Мун с журналом, на обложке которого изображена актриса театра Такарадзука в мужской роли

Начиная с 1970-х годов, в Японии особую популярность приобретают такие новые жанры манги, как сёнэн-ай («юношеская любовь») и яой, представляющие собой истории о взаимоотношениях персонажей мужского пола. При этом создаются такие истории авторами-женщинами и предназначены исключительно для женской аудитории. В настоящее время не существует строгого разделения на два этих жанра и подобную продукцию японские издательства объединяют под общим англицированным названием “boy’s love” (ボーイズラブ) или сокращенно BL. Читать далее ►

Тернистый путь махо-сёдзё: от любви и дружбы к отчаянию и насилию [Часть 2]
Автор: monokuma

Мадока Магика – Фауст, до которого вы додумались

Продолжение статьи о деконструкции жанра аниме о девочках-волшебницах.

С чего всё началось

В 2011 году, стараниями студии Shaft вышло аниме, изменившее вектор всего жанра махо-сёдзе. Речь идет, конечно же, о «Девочка-волшебница Мадока Магика» (Mahou Shoujo Madoka Magica).

Сюжет повествует о борьбе учениц средней школы во главе с Канамэ Мадокой против существ, названных «ведьмами», несущих людям болезни и суицидальные мысли. Аниме примечательно тем, что с первой же серии выглядит более мрачным, чем другие представители жанра. Сон Мадоки о разрушенном городе, подозрительный диалог с одноклассницей Акэми Хомурой, попытка последней убить волшебного зверька: все это заставляет задуматься о том, что перед нами не самое типичное аниме о волшебницах… Читать далее ►

Тернистый путь махо-сёдзё: от «волшебниц для девочек» к «волшебницам для мальчиков» [часть 1]
Автор: monokuma
аниме Проект по воспитанию девочек-волшебниц (2016)

Не знаю как для вас, но для меня девочки-волшебницы стали сродни святым. Посудите сами – чистые душою девы, что не щадя себя и не требуя каких-либо наград, борются ради всеобщего блага.

Жанр махо-сёдзё (яп. 魔法少女, махо: сё:дзё, «девочка-волшебница») является одним из самых значимых в японской анимации и нашел отклик в сердцах как отаку, так и далеких от аниме людей. В этой статье, на примере самых именитых представителей жанра, я хочу поведать о пути, что прошли девочки-волшебницы, сначала поочередно завоевав внимание аудитории обоих полов, а после чего и вовсе свернув на кровавый путь насилия и отчаяния. Садитесь поудобнее, дорога будет долгой. Читать далее ►

Исторические персоналии и деятели культуры в манге для девочек и женщин
Автор: Мероко
отряд Синсэнгуми в манге Тоногаи Миюки «Полосатый обед»

В статье Юлии Тарасюк рассмотрены отличительные черты манги для девочек и женщин, посвященной историческим персоналиям и деятелям. Представлены изменения во внешности и характере персонажей, основанных на реальных людях, а также описан синтез реального и нереального (авторского) в подобных историях.

Статья написана по мотивам выступления на Третьей конференции исследователей рисованных историй «ИЗОТЕКСТ» (Москва, 2018 г.) и опубликована в сборнике материалов конференции. Читать далее ►

Встреча с Риёко Икэда, 2 декабря 2018 [3 часть]
Автор: BonAntonio
Иллюстрация Риёко Икэды к манге Окно Орфея

Для заключительной встречи на тему «Феномен популярности манги Икэды Риёко в Японии и за рубежом» был выбран Зал ДНК Центрального дома художника, где в это время как раз проходила 20-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы «non/fiction». В Зале ДНК в течение всего дня в рамках Программы иллюстраторов  проводились лекции и презентации художников из разных стран мира (так, перед Икэдой-сэнсэй выступал представитель Германии с иллюстрациями животного мира). Из всех трёх залов нынешний оказался, на мой взгляд, наименее приспособленным для мероприятия. Минималистично оборудованный просторный зал был расположен на «минус первом» этаже выставочного комплекса и обладал не самой лучшей акустикой. Слушателям было прекрасно слышно участников встречи, а вот обратная связь, даже с микрофоном, удавалась с трудом, так как усилитель звука был направлен на аудиторию, а без последнего, надо полагать, так и вовсе никто бы никого не услышал из-за шумной системы вентиляции. И вообще зал выглядел бедно, почти как складское помещение. Читать далее ►

Встреча с Риёко Икэда, 30 ноября 2018 [Часть 2]
Автор: BonAntonio
иллюстрация Риёко Икэды к манге Окно Орфея

30 ноября 2018 года в Библиотеке иностранной литературы ВГБИЛ города Москвы состоялась уже вторая встреча с госпожой Риёко Икэдой на тему «Графические романы Икэды Риёко». Как и в прошлый раз в Санкт-Петербурге, всё было просто здорово! Эстафетную палочку ведущей Юлии Тарасюк успешно подхватила главный редактор сайта «Мангалекторий» Юлия Магера, а в качестве переводчика снова выступила Анастасия Пушкова из «Японского фонда», стараниями которого и был организован приезд мангаки в Россию. Риёко Икэда поприветствовала москвичей и гостей столицы вступительной речью, после чего с удовольствием и не спеша ответила на новую серию вопросов. На этот раз беседа была более конкретной и оказалась посвящена отдельным работам автора, таким как «Роза Версаля», «Окно Орфея», «Императрица Екатерина» и др. Именно ради этого и стоило прийти на мероприятие во второй раз. Читать далее ►

Встреча с Риёко Икэда, 27 ноября 2018 [Часть 1]
Автор: BonAntonio
Икэда Риёко в России

Госпожа Риёко Икэда – всемирно известный автор манги, создательница «Розы Версаля», «Окна Орфея», «Уважаемого старшего брата» и многих других замечательных японских комиксов, пионер жанра исторической сёдзё-манги и его популяризатор. В 2018 году в рамках года «Японии в России» она посетила нашу страну и провела несколько творческих вечеров для российских зрителей. Первая встреча на тему «История и развитие манги для девочек в Японии» состоялась 27 ноября в Центральной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург), вторая встреча «Графические романы Икэды Риёко» прошла 30 ноября в Отделе японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ (Москва), и, наконец, 2 декабря в Центральном доме художника (Москва) состоялась заключительная беседа «Феномен популярности манги Икэды Риёко в Японии и за рубежом». На всех трёх встречах несказанно повезло присутствовать вашему покорному слуге. Читать далее ►

Интервью Nao и Ивана Навинкина: С помощью немой манги можно общаться со всем миром
Автор: Yuki Maguro
Каппы дома

Премия немой манги Silent Manga Audition снискала большую популярность среди авторов манги со всего мира, в том числе популярна она и у отечественных мангак.

Каждый раз наши ребята принимают самое активное участие в конкурсе, становясь его призерами или номинантами.

Всего за два года Иван Навинкин и Олеся «Nao» — программист и художник-мастер по лаковой миниатюре из Тюмени — смогли добиться большого прогресса и завоевать 2 место и поездку в Японию на Дополнительном раунде Кумамото. Успех Nao и Ивана лишний раз доказывает, что у каждого из вас есть шанс, стоит лишь захотеть.

Читать далее ►

Выставка Мидзуки Сигэру (Токио, 2017 г.)
Автор: Мангалекторий

Юки-онна, Мидзуки Сигэру ⓒ фото 水木プロダクションС 8 по 20 марта 2017 года в токийском торговом центре Matsuya Ginza прошла уникальная выставка прославленного Мидзуки Сигэру (水木しげる), ушедшего из жизни 30 ноября 2015 года в возрасте 93 лет. Открытие выставки было приурочено ко дню рождения Мидзуки-сэнсэя, которому могло бы исполниться 95 лет.

На его манге «Gegege no Kitaro» (Китаро Гэгэгэ) выросло несколько поколений японцев, для которых посещение данной экспозиции стало способом выразить своё глубокое уважение всемирно признанному мангаке.

На этом знаковом для мира манги мероприятии удалось побывать и нашему проекту Мангалекторий.

Читать далее ►

Интервью Сайдберн: Фантазия и упорство — все, что нужно для победы
Автор: Мангалекторий
"Черное и белое" © Sideburn004

Татьяна «Сайдберн» Лепихина – отечественная мангака с многолетним стажем, неоднократный призер и участник российских и японских международных конкурсов комиксов. Свое триумфальное шествие начала с победы на московском фестивале КомМиссия в 2013 году, заняв первое место в номинации «Лучшая манга» с работой «Сердце Лабиринта» (сцен. Cyan Fox). В 2015 году победила в конкурсе фан-арта по «Наруто», который проводился японским журналом манги «Сёнэн Джамп», удостоившись комментария от самого Кисимото Масаси. В 2017 году заняла второе место на 5-ом Международном конкурсе манги «Королевство манги Тоттори». Публиковалась в «Альманахе русской манги», артбуках «AniMania» и «Контрабанда», а также каталогах российских и японских конкурсов манги. Читать далее ►

Закрыть