С 8 по 20 марта 2017 года в токийском торговом центре Matsuya Ginza прошла уникальная выставка прославленного Мидзуки Сигэру (水木しげる), ушедшего из жизни 30 ноября 2015 года в возрасте 93 лет. Открытие выставки было приурочено ко дню рождения Мидзуки-сэнсэя, которому могло бы исполниться 95 лет.
На его манге «Gegege no Kitaro» (Китаро Гэгэгэ) выросло несколько поколений японцев, для которых посещение данной экспозиции стало способом выразить своё глубокое уважение всемирно признанному мангаке.
На этом знаковом для мира манги мероприятии удалось побывать и нашему проекту Мангалекторий.
Стоит отметить, что в эти самые даты на том же этаже торгового центра Matsuya Ginza проходила другая крупная выставка, посвящённая вышедшему в 2016 году фильму Синкая Макото «Твоё имя» (Kimi no Na wa). На ней было представлено свыше 300 материалов к фильму. Это и листы с дизайном персонажей, и раскадровки с лэйаутами, и многое другое. Тем не менее, относясь с огромным пиететом и уважением к творчеству Синкая Макото, вынуждены констатировать, что желающих посмотреть на оригиналы страниц из манги Мидзуки Сигэру было визуально больше. Возможно, это объясняется тем, что на его выставку шли люди всех возрастов, которых не смущали более дорогие билеты.
Мидзуки Сигэру родился 8 марта 1922 г. в портовом городе Сакайминато, в префектуре Тоттори. Его настоящее имя – Мура Сигэру. Второй из трех сыновей в семье, он был целеустремленным и любопытным ребенком.
В начале 20 века Япония была «открыта» для внешнего мира меньше сотни лет, и многие старинные традиции ещё оставались в силе. Мидзуки писал, что его глубокий интерес к японскому миру духов ёкай вырос из бесед с пожилой женщиной по имени Кагэяма Фуса, которую сам он называл Нонномба (のんのん婆). Её семья по слухам имела связи с местной языческой синтоистской общиной.
Всю свою оставшуюся жизнь Мидзуки Сигэру выискивал народные традиции и верования во всех уголках Японии, что в конце концов вылилось в одну из его автобиографий «Mizuki Shigeru non-non jinsei» («Беззаботная жизнь Мидзуки Сигэру»).
Очевидно, что Мидзуки чувствовал сильную привязанность к японскому миру духов, которых популярная культура зачастую игнорировала.
Во время Второй мировой войны Мидзуки был призван в Императорскую армию Японии и послан на остров Новая Британия (Папуа-Новая Гвинея). Опыт, полученный во время службы, сильно повлиял на него: он заразился малярией, видел, как его товарищи умирают от ран и болезней, сталкивался и с другими ужасами войны. В конце концов, во время воздушного налета войск Антигитлеровской коалиции взрывом ему оторвало левую руку.
Когда он в качестве военнопленного находился в Рабауле (город на о. Папуа-Новая Гвинея), то подружился там с местным племенем Толай, которое предложило ему дом, землю и гражданство при условии, если он женится на одной из женщин их племени. Мидзуки признавался, что собирался остаться, но военврач пристыдил его и посоветовал сначала вернуться домой, чтобы встретиться с родителями.
Приехав домой, Мидзуки изначально планировал вернуться в Новую Гвинею, но оккупация Японии изменила его планы. Мидзуки было весьма не просто найти место в послевоенном обществе. Потерявшему на войне рабочую левую руку, ему пришлось заново учиться писать и рисовать. Очередным ударом для него стал арест его старшего брата, офицера-артиллериста, обвинённого в военных преступлениях за казнь военнопленных.
С момента своей демобилизации Мидзуки Сигэру работал кинооператором. Какое-то время подрабатывал уличным рассказчиком бумажного театра «камисибай». Позднее стал аниматором, проработав в этой должности до 1956 года.
В 1957 году Мидзуки-сэнсэй выпустил свою дебютную работу «Человек-ракета». А уже в 1960 он начал печататься с мангой «Hakaba no Kitaro» в Weekly Shonen Magazine. В этой многосерийной манге рассказывается о приключениях одноглазого мальчика из призрачного народа по имени Китаро и его отца, переродившегося в виде говорящего глазика.
Вместе со своими друзьями ёкаями Китаро сражается с другими монстрами из японского и западного фольклора.
Данная манга стала настолько популярна, что с её помощью депрессивный городок Сакайминато преобразился в популярное место паломничества фанатов творчества Мидзуки Сигэру. Более того, жители Дальнего Востока России могут легко добраться в порт Сакайминато на пароме из Владивостока.
В одном из прошлых материалов мы уже рассказывали о том, как благодаря известным мангакам (Аояма Госё, Мидзуки Сигэру и Танигути Дзиро) — уроженцам префектуры Тоттори были популяризованы такие города, как Кураёси, Хокуэй и Сакайминато.
Подобное явление по использованию символов манги и аниме местными властями различных японских префектур получило название “machi-okoshi” (町興し, мати-окоси).
Следует отметить, что когда у Мидзуки Сигэру спросили, сколько он возьмет денег за использование авторских прав на своё произведение с властей городка, не отличавшегося большим бюджетом, Мидзуки-сэнсэй ответил: «А мне ничего не надо, я дарю их вам, делайте с ними, что хотите, чтобы это пошло на пользу моему родному городу». Однако установка бронзовых статуй персонажей манги «Gegege no Kitaro» вдоль главной улицы сначала вызвала волну протестов у суеверных местных жителей.
Сбор подписей растянулся на долгие годы, чиновники ходили в лавки раз за разом упрашивая хозяев. Мидзуки Сигэру лично приезжал и просил некоторых владельцев заведений сделать чайную с названием Китаро или повесить вывеску с изображением его персонажей, или новый вид булочек в форме ёкаев. Многие жители сами стали читать мангу Мидзуки-сэнсэя и многим она пришлась по душе.
Постепенно на улочке стали появляться клиенты, и тогда уже торговцы начали просить у Мидзуки разрешение использовать его персонажей. Мангака говорил: «Конечно! Берите, что хотите, придумывайте им применение и развлекайте туристов! А мне никакие гонорары не нужны». Так этот проект увенчался успехом, и сейчас в Сакайминато съезжаются поклонники манги и аниме со всего мира.
Они могут пройти по улице Мидзуки Сигэру, протянувшейся на 800 метров от станции Сакайминато (JR Sakaiminato Station). Вдоль неё уже установлено более 153 бронзовых фигур ёкаев из манги «Gegege no Kitaro» и японского фольклора. А 20 января 2017 года началась поэтапная установка ещё 18 скульптур. Таким образом, общее количество памятников будет доведено до 171 скульптуры.
На улице Мидзуки Сигэру можно зайти в комнату чаепитий Kitaro-chaya и другие магазинчики, предлагающие товары и продукты, связанные с мангой про ёкаев: японский запеченный пирог Kitaro-yaki (Oban-yaki) или булочки, выпеченные в форме персонажей Китаро, Мэдама-оядзи (Папаша Глазное Яблоко), Нэдзуми-отоко (Человек-крыса), Иттан-момэн (летающая простыня), Сунакакэ Баба (старушка с песком) и многих других.
В конце улицы находится мемориальный Музей Мидзуки Сигэру, а неподалеку синтоистское святилище духов Ёкай-дзиндзя.
Также между станциями Сакайминато и Йонаго ходят электрички, разрисованные персонажами манги и различными ёкаями. И даже станции здесь объявляются голосом Китаро.
Кроме отаку в Сакайминато съезжаются домохозяйки и пожилые пары. Новую волну интереса к этому месту внес популярный ТВ-сериал «Жена Гэгэгэ», рассказывающий о Мидзуки Сигэру и его жене по имени Мура Нуноэ (武良布枝), с которой они поженились в 1961 году.
На выставке в Токио посетителям было предложено посмотреть интервью с вдовой Мидзуки Сигэру, рассказывавшей об их совместной супружеской жизни. Были также представлены интерьеры их первого скромного жилища.
Возвращаясь к творчеству мангаки, следует сказать, что за свою долгую карьеру Мидзуки Сигэру выпустил сотни книг. Чего только стоит проект по адаптации серии гравюр «53 станции Токайдо» Утагавы Хиросигэ, созданных в стиле укиё-э. В обработке Мидзуки-сэнсэя они получили название «53 станции Ёкайдо». Галерея с данными гравюрами расположена в Музее автора.
Отдельного упоминания заслуживает стенд с коллекцией тотемов, масок и фигурок монстров, собранных Мидзуки-сэнсэем в многочисленных поездках по всему миру, в том числе и по России. Здесь также были представлены личные фотографии Мидзуки Сигэру, сделанные им во время путешествий, в которых его обычно сопровождала супруга.
На последнем же стенде были вывешены деревянные таблички эма, на которых многие известные мангаки выразили слова скорби по случаю кончины уважаемого ими коллеги.
На выходе с выставки посетителям предлагалось сфотографироваться с фигурами персонажей манги «Gegege no Kitaro»: с самим Китаро и с Нэдзуми-отоко. Впрочем, люди здесь не сильно задерживались, спеша перейти в примыкающий к выходу магазин с огромным выбором сувенирных товаров по творчеству Мидзуки Сигэру.
Каждый мог здесь отыскать что-нибудь себе по вкусу. Это и всевозможная посуда, и канцелярские принадлежности, и различные сладости. Конечно же, продавались всевозможные наклейки, открытки, значки, аксессуары для смартфонов и даже свитки э-макимоно.
Обязательным же к покупке товаром естественно был памятный каталог выставки формата А4, не только уместивший на 208 страницах большинство материалов, представленных в экспозиционных залах, но и некоторые эксклюзивные фотографии мангаки. Мидзуки Сигэру своим собственным примером показал, что несмотря на все лишения и трудности, он оставался позитивным человеком, не бросил рисовать мангу и проявил невиданное великодушие, разрешив безвозмездно использовать персонажей его произведений на благо родного городка Сакайминато.
Фото:
https://spice.eplus.jp/articles/111445
Источники:
https://ru.globalvoices.org/2015/12/12/44694/
https://j.cooljapan.ru/archives/2997 (Kona Yuki)
https://nippon-history.ru/news/item/f00/s01/n0000110/index.shtml
ⓒ Мангалекторий
Автор: Мангалекторий