Массовая культура современной Японии выделяется cвоей самобытностью. Особое место в ней занимают комиксы.
Дать точное определение комиксу сложно, он может трактоваться с разных точек зрения. Одни специалисты считают, что комикс – вид искусства, истоки которого восходят к греческим вазам [1]; другие изучают его как вид массовой коммуникации или даже как элемент структуры манипулирования сознанием; третьи трактуют его как новый литературный жанр.
Мы будем придерживаться определения, которое в «Словаре комикса и манга» дала Ксения Козлова: «Комикс – открытая семиотическая система, включающая в себя набор лингвистических и экстралингвистических знаков. Реализуется в виде текста, организованного с учетом структуры комикса» (СПб., 2003. С. 45). Восприятие комикса как семиотической системы позволяет рассматривать его вне национальных границ.
В истории искусства и книжного дела Японии глубоки традиции единства литературного текста и рисунка. Отправной точкой можно считать иероглифы, в основе которых лежат упрощенные рисунки.
Прародитель современной манги – средневековые книжки в картинках эхон. Это были рисунки с пояснительным текстом и диалогами, которые художник вставлял в места, свободные от изображения таким образом, что текст окружал рисунок.
Открытие дверей для Европы и Америки в конце XIX в. послужило тому, что иноземная культура начала входить во все сферы жизни японцев. Комикс как жанр пришёл в Японию из Европы. Первопроходцем называют британского художника Чарльза Виргмана, основавшего в 1862 г. в Японии журнал «The Japan Punch». Взяв за основу британский еженедельный журнал юмора и сатиры «Punch», выходивший в 1841 – 1992 и 1996 – 2002 гг., издатель публиковал сюжетные карикатуры «на злобу дня», под картинками располагался текст – иногда просто название, иногда описание сюжета картинки.
На развитие современной манги повлиял француз Жорж Биго, учитель рисования в военном училище, основавший в 1880-е гг. журнал «Тобаэ». «Стиль забавных рисунков в изданиях Виргмана и Биго получил название «Понти-э» (punch-pictures). Это были или отдельные карикатуры, или мини-истории в четырех последовательных рисунках»[2]. И Виргман, и Биго – культовые фигуры для многих японских карикатуристов, которые в дальнейшем повлияли на художников манги – мангак. Один из них – художник Ракутэн Китадзава (1876–1955) – стал издавать в 1905 г. журнал «Tokyo Puck». Считается, что именно он первым стал употреблять понятие «манга» в современном значении. Последним этапом становления современной японской манги можно считать время появления американских комиксов, которые хлынули в Японию после Второй мировой войны. В 1950-е гг. появляются стандартные для комикса раскадровки рисунка, фиксация звуков и вкрапление текста в рисунок путем заключения его в облачко – «баббл».
Большой вклад в развитие жанра внёс художник Тэдзука Осаму (1928–1989), активно популяризировавший мангу и аниме. Его перу принадлежит 500 произведений, среди которых популярные манга-сериалы «Могучий Атом», «Принцесса-рыцарь» и «Феникс». Благодаря Тэдзуке Осаму появилось много характерных черт, присущих стилю манга – например, большие глаза персонажей. Он активно использовал кинематографические ракурсы, крупные планы, изображал сцену в нескольких рисунках, подчеркивал фазы движения, ввёл «звуковые эффекты».
Для современной манги характерно значительное жанровое своеобразие, при этом в одной истории может быть задействовано несколько жанров одновременно. Помимо классических жанров драмы, трагедии и комедии, манга представляет такие жанры, как мистика, ужасы, триллер, приключение, детектив, фэнтези, фантастика. На это многообразие существенно повлиял и менталитет японцев, следствием чего стало появление самобытных жанров и жанровых модификаций. Например, история Японии тесно связана с самураями – их культура и образ жизни выразились в самурайских боевиках; благодаря национальной любви к боевым искусствам в манге появилось одноимённое направление, в сюжете которого раскрывается противостояние мастеров различных боевых школ. Самой яркой чертой является деление манга по гендерному и возрастному признакам. Традиционно выходят издания для детей до 12 лет – «кодомо», для девочек 12-18 – «сёдзе», для женщин старше 18 – «дзёсэй», для мальчиков 12-18 лет – «сёнэн» и для мужчин старше 18 лет «сэйнэн».
Сегодня манга издаётся практически на всех языках. Наибольшее распространение она получила в США, Западной Европе и Азии, а в Южной Корее и Китае под влиянием манги появились национальные формы комикса – манхва (Южная Корея) и маньхуа (Китай), которые начали развиваться одновременно с мангой в конце XIX в. Они также печатаются сначала в журналах, потом выходят отдельными изданиями, рисунок в них точно такой же, как в манга, издания чёрно-белые. Традиционно осуществляется деление изданий по гендерному и возрастному признакам. Китайские и корейские комиксы переводятся во многих странах, в том числе и в Японии.
В 2010 г. на семинаре «Манга: тенденции 2010 г. и рекламные приемы» в Москве представители японского издательства «Сёгакукан» отмечали, что на европейском рынке манга имеет успех преимущественно в Германии и Франции, однако приоритетные рынки для неё – азиатский и американский. Представители издательства «Коданся» заявили, что среди их продукции манга является самой востребованной за рубежом (на её долю приходится около 45% проданных лицензий), затем идут аниме и другая медийная продукция (35 %), традиционные книги и журналы занимают всего 20 %.
Манга не только стала популярна во всем мире, но и заметно повлияла на читателей, издателей и художников-комиксистов, что привело к появлению авторов в различных странах, работающих в стилистике манги.
В России манга издаётся с 2004 г. Первопроходец на книжном рынке – издательство «Сакура-Пресс», выпустившее 15 из 38 томов серии «Ранма ½». Сейчас на этом рынке активно работают издательства «Фабрика комиксов», «Истари Комикс», «XL Media» и др. По нашим данным до 2014 года, выпуском манги в России занималось 11 издательств.
Среди первых проектов издательства «Сакура-Пресс» – серии манга, аниме по которым уже снято, лицензированы «MC Entertainment» или транслировались по телевидению: «Крестовый поход Хроно», «Таинственная игра», «Школа убийц» и др. Издательство, ориентируясь на опыт американцев, оформляет издания традиционным для европейцев способом, т.е. корешком слева. Большинство других издательств не стали менять классический формат манга, так что русским читателям приходилось учиться читать справа налево и сверху вниз (в каждом томе в конце приводится информационная картинка, как следует читать).
В 2006 г. возникло екатеринбургское издательство «Фабрика комиксов», которое печатает манга-книги совместно с «АСТ». В репертуаре издательства не только японская манга, но и корейская манхва, тайваньская маньхуа и комиксы в стиле манга американских и немецких авторов. С 2011 г. издательство выпускает альманах русской манги «MNG». Помимо законченных историй и историй с продолжением, альманах публикует интервью с художниками. В 2012 г. в связи с изменением стратегии издательской группы «АСТ» «Фабрика комиксов» вновь стала издавать свои книги самостоятельно. При этом издательство оказалось в затруднительной ситуации: права на вышедшие ранее издания остались у «АСТ», исчез канал распространения. Однако лицензии на серии манги «Фабрика комиксов» сохранила, что позволяет наполнять рынок новой продукцией. Самый успешный проект – манга «Хеталия и страны Оси». Двухтысячный тираж первых двух томов был распродан за два месяца. Не смотря на это, издательство еще не оправилось от потери мощного партнера и продолжает использовать систему «предзаказ» для выпуска изданий тиражом 1500-2000 экземпляров.
Одним из лидеров до недавнего времени было издательство «Comix-ART», основанное в 2008 г. и до 15 апреля 2012 г. тесно сотрудничавшее с издательством «Эксмо». «Comix-ART» готовило макеты, выбирало серии для лицензирования, а «Эксмо» покупало лицензии, печатало и распространяло издания. Сейчас издательства идут разными путями, но «Comix-ART» внесло большой вклад в развитие российского рынка манги, познакомив российского читателя с самыми популярными и востребованными сериями – «Наруто», «Блич», «Стальной алхимик» и др.
Издательство «Эксмо» в конце 2013 г. объявило о закрытии проекта по выпуску манги. Большое количество популярных серий во всем мире остались незавершёнными. Среди них оказалась серия «Наруто» Масаси Кисимото. Эта манга популярна во всём мире, в Японии она занимает третье место по продажам. На данный момент в России выпущен 21 томов из 67, при этом серия до сих пор продолжает выходить в Японии. Суммарный тираж в России составляет 346,9 тыс. экземпляров.
В 2008 г. в России возникли независимые издательства, ориентированные на выпуск комиксов, – «Палма Пресс», «Истари Комикс» и «CG Press» (последнее, впрочем, продержалось чуть больше года). Издательство «Палма Пресс» выделяется жанровым направлением. Первые издания относились к жанрам яой и сёдзе-ай, посвящённым отношениям между мужчинами (серия «М+М»). Вскоре репертуар расширился, и появились серии «Fun Manga», «Luv Munga», «Shoujo mania» и «Dream manga». «Палма Пресс» – первое издательство, которое стало выпускать ранобэ (новеллы с иллюстрациями) русских авторов, работающих под псевдонимами Кейко Фури, Руми Роуз, Фред Синмая. До 2013 г. издательство активно поддерживало и развитие аниме-движений в России: спонсировало многочисленные фестивали по всей стране и часто представляло свои стенды на фестивалях «Ичихару», «Тогучи», «Аниматрикс», «Тя-но-ю», «Anistage».
Успешными сериями издательства стали «Адзуманга» и «Ёцуба» Адзумы Киёхо. «Палма Пресс» – единственное издательство, выпустившее электронные версии уже распроданных бумажных изданий, они доступны в магазине ozon.ru. Издательство «Истари Комикс» ставит перед собой и просветительские задачи: «Для нас важно донести культуру манги, эту визуальную составляющую и то, как она соединяется с вербальной, то есть эти рисованные истории, которые ведь не похожи на книги, они и читаются по-другому и воспринимаются по-другому»[3]. В 2013 году издательство в течение короткого времени сотрудничало с «Эксмо», подготавливало оригинал-макеты таких серий, как «Наруто», «One Piece», «Король-шаман» и др. Из всех изданий, подготовленных издательством, вышел только 21-ый том «Наруто». Сейчас «Истари комикс» заинтересовано в покупке этих серий.
В 2010 г. в компании «XL Media», которая выпускает в России лицензионное аниме, появляется отдел, занимающийся выпуском манги в жанре яой. Преимуществом издательства является наличие собственного интернет-магазина «FastAnime».
Изданием манги в 2010 г. занялось издательство «Росмэн», создавшее отдельную серию «Росманга». Издательство призналось, что рассматривает мангу исключительно как коммерческий проект. Первым опытом стала манга «Повелитель стихий», приуроченная к выходу в 2010 г. одноименного фильма, снятого в свою очередь по мотивам мультсериала «Аватар».
К 2012 г. вышло четыре популярные серии – «Мобильная маргаритка», «Гостевой Клуб лицея Оран», «Он и она и их обстоятельства» и «Сильнейший в истории ученик Кэнити». Это был, по сути, самый успешный старт издания манги последних лет, но в конце 2012 г. издательство объявило об уходе с рынка комиксов. В мае 2013 г. «Фабрика комиксов» продолжила выпуск серий издательства «Росмэн» под импринтом «Росманга».
Другие издательства также предпринимали попытки освоить рынок рисованных историй. В 2009 г. издательство «Азбука-классика» выпустило «Ди, охотник за вампирами» одновременно с одноименными романами Хидэки Кикути. В 2010 г. издательство «ДОДЭКА–XXI», специализирующееся на технической литературе, запустило серию образовательной манги – по механике, электричеству, статистике, математике (производные и интегралы) и астрономии. Корейскую манхву также публикует издательство «Прайм-Еврознак».
В конце 2011 г. открылись независимые издательства «Альт Граф» и «Русское издательство манги». Издательства в основном выпускают корейских авторов комиксов. «Русское издательство манги» на фоне снижения покупательской активности в 2014 году будет пробовать себя в выпуске небольших законченных серий одним изданием. Издание будет представлять собой коллекционное – твердый переплет, увеличенный формат, суперобложка и др. Если при выпуске отдельными томами серия может выйти в течение одного года, то при выпуске одним изданием получится законченная серия. Таким шагом издательство хочет сократить ожидание читателя и повысить интерес к книге.
Практически все издатели сначала выпускают корейскую манхву или америмангу, так как лицензии на них дешевле, чем на японские произведения. Попробовав свои силы на рынке комикса, издатели расширяют свой портфель и вступают в деловые отношения с японской стороной, которая требует от них продемонстрировать качество изданий. Только после этого у них появляется возможность приобрести японскую лицензию. Топовый сериал возможно получить лишь после выпуска не очень популярных серий или в случае высокой репутации издателя. Для японцев большую роль играет время существования издательства – показатель надёжности будущего партнёра. До 2012 г. большинство российских издателей покупало права через издательство «Tokyopop», поэтому закрытие американского отделения привело к потере лицензий на такие серии, как «Невеста дьявола», «Тёмные материалы Кёко Карасумы». Большую роль играет наличие аниме-сериала в стране, поэтому практически все первые издания манги, выходившие в России, имели успех благодаря уже лицензированным аниме-фильмам по мотивам той или иной манги.
В России лицензировано около 250 серий манги, манхвы, маньхуа, оригинальной манги на английском и немецком языках. До 2014 года лидерами рынка были «Фабрика комиксов» (88 серий) и «Эксмо» («Comix-ART», 45 серий). Они же лидировали по суммарному тиражу, выпускаемых изданий. Пик издания манги в России пришёлся на 2008–2011 гг. Поначалу рисованные истории выходили небольшими тиражами – около 4000 экз., но некоторые издания допечатывались из-за большого спроса.
Суммарный тираж издательств рос до 2010 г. в результате увеличения среднего тиража издания. В этот период у «Comix-ART» тиражи доходили до 20 000 экз.; «Фабрика комиксов» удерживала планку от 7000 до 12 000 экземпляров. В 2010 г. на русском языке было издано 1 млн 261 тыс. экз. манга-произведений. Потом наступил спад, вызванный экономическим кризисом, неблагоприятной ситуацией на книжном рынке России, а именно потерей мощных партнёров «Фабрикой комиксов» («АСТ») и «Comix-ART» («Эксмо»), падением покупательского спроса. Сейчас читателями востребованы лишь самые новые и популярные серии либо последние тома старых, но наиболее успешных сериалов.
Выпуск манги в России
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Количество изданий |
96 | 158 | 192 | 100 |
Суммарный тираж | 958 500 | 1 261 300 | 831 200 | 306 400 |
Средний тираж | 9984 | 7982 | 4329 | 3064 |
Допечатка | 197 00 | 106 300 | 44 200 | 64 600 |
Как видно из таблицы, в 2012 г. наблюдается снижение по всем показателям – по сравнению с 2011 г. падение на 48 % по количеству выпущенных наименований, тиражи ниже на 70 %, чем в 2009 г., и на 64 % , чем в 2011 г. Средний тираж снизился в три раза по сравнению с 2009 г. Главная причина замедления развития русского рынка манги – изменение поведения читателей. Они не хотят покупать мангу, выпуск которой может неожиданно прекратиться, как в случае с проектами издательств «Эксмо» и «Росмэн». Кроме того, из-за плохого маркетинга и недостаточно продуманного изучения спроса российский рынок перенасыщен не самыми востребованными на данный момент сериями. Это приводит к тому, что магазины всё чаще возвращают книги в издательства, которые в результате не получают средств для выпуска и рекламы новых изданий.
Автор: Волкова А.А.
Первая публикация: Волкова А. А. Манга в мировом и российском издательском репертуаре // Библиография. – 2014. – № 1. С. 78-84.
Примечания
[2] Л.А. Манга: формирование жанра // Япония сегодня. 2007. № 4. С. 20.
[3] Судьба манги в России глазами отечественных издателей: (по материалам круглого стола издателей и читателей. Москва, фестиваль «КомМиссия», 8 мая 2010 г.) // Изотекст: ст. и комиксы. М.: РГБМ, 2010. С. 209.
Манга в критическом поле
Полезная и познавательная статья для несведущих.