Программа 10-й конференции «Мир комиксов» (регистрация слушателей)
Автор: Мангалекторий
10-я конференция Мир комиксов

28 и 29 марта 2025 года в Институте классического Востока и античности ФГН НИУ ВШЭ состоится юбилейная Х-я Международная конференция «Мир комиксов». Конференция пройдет в ауд. Л-209 в корпусе на Старой Басманной в смешанном формате, часть докладов прозвучит онлайн. Начало в 09:15, окончание в 19:30. Также в ауд. Л-209 будет организована выставка научной литературы «Исследования комиксов и манги в России».

Специальный гость конференции – профессор Жаклин Бёрндт из Стокгольмского университета выступит с онлайн-докладом на открытии дневного заседания об азиатских комиксах.

Для очного участия в конференции, просим слушателей заполнить форму регистрации до 24 марта (включительно): РЕГИСТРАЦИЯ. Для них будет возможность прохода в ИКВИА ФГН НИУ ВШЭ по спискам.

Во время конференции будет вестись онлайн-трансляция в группе в ВКонтакте.

Адрес: Москва, ул. Старая Басманная 21/4 с. 3, ауд. Л-209 (2 этаж).

 

Программа

28 марта. 9:15 – 12:00.
РУССКИЕ И СКАЗОЧНЫЕ МОТИВЫ В КОМИКСАХ
Ведущая – Ю.Б. Тарасюк

Дебренн Мишель (НГУ). Российские персонажи во франкоязычных графических романах.
Москвин А. А. (РГБИ). Рецепция русской народной сказки «Звери в яме» в серии комиксов «Вселенная DC. Rebirth. Бэтмен» (Batman. Vol. 3).
Казючиц М. Ф. (ВГИК). Крейвен-охотник и русское: конструирование символического Другого в комиксе и экранизации. Online
Спутницкая Н. Ю. (НИИК ВГИК). Репрезентация Другого в «ностальгических» сериалах Netflix по комиксам. Online
Смыкова Е. С. (СЗИУ РАНХиГС СПб). Глобализация и локальность: как «Майор Гром» формирует новую комикс-культуру в России. Online
Травкина А. М. (ФКИ НИУ ВШЭ). Трансформация магических артефактов в современных российских комиксах на примере «Мироходцы» и «Инок». Online
Фатыхова А. А. (ИОН РАНХиГС). Современная интерпретация персонажей славянского фольклора на примере серии «Мироходцы» от издательства Bubble.
Сорокина В. Э. (ФКИ НИУ ВШЭ). Репрезентация малых народностей России в современных российских комиксах и книжках-картинках.
Рошаль В. В. (ФКИ НИУ ВШЭ). Современные интерпретации русских волшебных сказок в комиксах: межкультурный диалог и влияние массовой культуры на визуальное повествование.

28 марта. 13:00 – 16:00.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АЗИАТСКИХ КОМИКСОВ
Ведущая – Ю.А. Магера

Jaqueline Berndt (Stockholm University). Manga, Manhua, Comics: Pros and Cons of Cultural Particularization via Naming. Online
Адильбаева М. С. (Kyoto Seika University). Рынок манги в Японии и России: особенности и основные тенденции. Online
Мелихов А. Г. (ИФМК КФУ). Еженедельный «Сёнэн Джамп» и «Джамп Плюс»: современные тренды развития ключевых манга-журналов.
Киселева Т. В. (независим. исследователь). Фуроку: приложения к манга-журналам.
Игонин А. С. (РГГУ). Современное состояние жанра сёнэн в японских комиксах.
Котова Д. Д. (ДВФУ). Китайские комиксы в жанре «научная фантастика» (科幻, кэ хуань) на примере комикса из КНР. Online
Кайгородов А. А. (ФКИ НИУ ВШЭ). Мифология Айну и малочисленных народов Дальнего Востока в манге «Золотое божество».
Братухин Н. С. (независим. исследователь). Буддизм и синто в способностях персонажей манги “One Piece” (на примере Ророноа Зоро и Кидзару).
Язовская О. В. (УрФУ). Травма в японской массовой культуре втор. пол. ХХ – нач. XXI вв. на примере сюжетов кино, манги и аниме. Online

28 марта. 16:15 – 18:15.
ОБРАЗ РОССИИ В МАНГЕ И АНИМЕ
Ведущая – Т.В. Киселева

Магера Ю. А. (ИКВИА ФГН НИУ ВШЭ, РГГУ). От бояр до роботов: образ Иванушки-дурачка в ранней манге Тэдзука Осаму 1950-х гг.
Тарасюк Ю. Б. (ЦМК СПб). Образы Санкт-Петербурга в манге.
Гусарова Е. Е. (РГГУ). Образ Григория Распутина в манге Ито Дзюндзи «Патриот Распутин».
Панина М. А. (МВЕК). Дальневосточная республика и образ персонажа Вилка в манге Ноды Сатору «Golden Kamuy».
Голда А. И. (ГМВ). Отражение русской культуры в деятельности японской анимационной студии Ghibli.
Васильева А. Д. (ИСАА МГУ). Изображение русских персонажей в японских аниме и манге. Online

28 марта. 18:15 – 19:30. ПРОТОКОМИКСЫ РАЗНЫХ СТРАН
Ведущий – А.Г. Мелихов

Кузнецова О. А. (МГУ). Ярмарочный юмор в рамках рисованных историй.
Котомина А. А. (Политех). «А как увидела в книжках картинки, так на глаза навернулись слезинки»: Диапозитивы на стекле к поэтическим чтениям в народных аудиториях конца XIX – начала XX вв.
Крылова Е. А. (РГГУ). «Святая Русь» Гюстава Доре: политическая сатира истории России и первый французский графический роман.
Мартынова Д. О. (СПбГУ). Протокомиксы в Иране. Online

29 марта. 9:00 – 11:20.
СУПЕРГЕРОИ И ОБРАЗ ГОРОДА В КОМИКСАХ
Ведущая – М. Дебренн

Цыркун Н. А. (РГГУ). Трансформация супергероев Marvel и DC в альтернативной сновидческой вселенной. Online
Спрожецкая Н. В. (КИУ). Образ российского шпиона в зарубежных комиксах. Online
Темербаева А. С. (СПбГУ). Образ русских супергероев в американских комиксах Marvel. Online
Евсюков С. А. (МГАХИ). Образ русских персонажей в европейской графической новелле втор. пол. ХХ века на примере серии «Корто Мальтезе» Уго Пратта.
Лощилин А. С. (РАНХиГС). Супергерои и стиль: как мода формирует идентичность персонажей в испанских комиксах.
Попов Е. С. (ФКИ НИУ ВШЭ). Города России в графических нарративах.
Яковлева К. В., Захарова Д. В. (СПбГУ). Образы Чернобыля, его жителей и исследователей во французском комиксе. Online

29 марта. 11:20 – 13:00.
ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИИ В КОМИКСАХ
Ведущая – Д.А. Теплоухова

Антанасиевич Ирина (Белградский ун-т). Сербская мифология в комиксах Королевства Югославия. Online
Драгун М. А. (БГУ). Комикс как фанфикшн. Адаптация античного материала в серии комиксов “Lore Olympus”. Online
Астахова Л. С. (РГУ СоцТех). Изучение механизмов трансформации языческих верований и практик (на основе манги «Волчица и пряности»).
Лялинская Д. Д. (ФГН НИУ ВШЭ). Древнескандинавские источники и их роль в комиксе «Локи: Агент Асгарда».
Темралеева П. А. (СПбГУ). Рецепция скандинавских мифов в манге Исаямы Хадзимэ «Атака на титанов». Online

29 марта. 13:30 – 15:10.
СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМИКСОВ
Ведущая – О.А. Кузнецова

Стародубцева Е. А. (ФУ РФ). Семиотика образовательных комиксов для финансистов: исследование взаимодействия визуальных и текстовых элементов для изучения профессионального английского языка.
Стебихова Ю. Е. (БелГУ). Семантическое и функциональное своеобразие обзора азиатских комиксов как компонента структуры блогов об аниме.
Теплоухова Д. А. (УрГАХУ). Уши и очарование: феномен зверолюдей в Корейской романтической манхве.
Масалов А. Е. (РГГУ). Материальная семиотика комикса: динамическая форма и процессы гибридизации.
Ширбанова А. А. (независим. исследователь). Дети в комиксах: гротеск и семиотика. Online

29 марта. 15:15 – 16:55.
ОСОБЕННОСТИ КОМИКСОВ КАК МЕДИА
Ведущая – Ю.Е. Стебихова

Штейнман М. А. (ФКИ НИУ ВШЭ). Миф в трансмедийном расширении: графический роман и сериал “Sandman” Н. Геймана.
Хаба А. Б. (независим. исследователь). “Линчевский” код в японской манге: интермедиальный диалог 1990–2000-х гг.
Дергачева В. С. (ДГТУ). Особенности трансмедийных расширений японских комиксов (на примере манги “One Piece”).
Кириченко В. В. (НИУ ВШЭ СПб). «Никополь» Энки Билала: трилогия тримедиального трансфера. Online
Васильева Э. В. (независим. исследователь). Возвращение в Салем: хоррор как идеологизация истории в графическом романе Т. Жильбера «Дочери Салема». Online

29 марта. 16:55-19:30.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО В КОМИКСАХ
Ведущая – Л.С. Астахова

Атаманенко А. А. (МГУ, ИНИОН РАН, РАНХиГС). Политический комикс и политическое в комиксе: визуальная политическая коммуникация в пространстве комикс-культуры.
Нецветаева С. Р. (ФГН НИУ ВШЭ). Содержательные и языковые особенности северокорейского комикса: на примере “Красный муравей на золотом поле” Чо Санчхоля и Пак Сунхо.
Дударова У. Р. (РГПУ). Первое турне французской актрисы Сары Бернар по Америке на страницах франко-бельгийского комикса из серии «Счастливчик Люк».
Герасимова О. Г. (МГУ). Литературные герои эпохи НЭПа: иллюстрации и тексты.
Секулович Димитрие (ФГН НИУ ВШЭ). Причина Первой мировой войны и «Дело принципа». Online
Барандова Т. Л. (СЗИУ РАНХиГС СПб). Креолизованный дискурс в репрезентации внешней и внутренней политики современного государства: аналитические подходы на примере США. Online
Белянин В. С. (НИ ТГУ). Мифологический подход к биографии политика в комиксе Матти Хагельберга «Кекконен». Online
Кузьмина М. А. (АМ). Документальные комиксы как инструмент репортажной журналистики: опыт зарубежных изданий. Online

Список аббревиатур:
АМ – Академия медиаиндустрии.
БГУ – Белорусский государственный университет.
БелГУ – Белгородский государственный университет.
ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии.
ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
ГМВ – Государственный музей Востока.
ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет.
ДГТУ – Донской государственный технический университет.
ИКВИА НИУ ВШЭ – Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ.
ИНИОН РАН – Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук.
ИОН РАНХиГС – Институт общественных наук РАНХиГС.
ИСАА МГУ – Институт стран Азии и Африки МГУ.
ИФМК КФУ – Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ.
КИУ – Казанский инновационный университет.
КФУ – Казанский федеральный университет.
МВЕК – Международный Восточно-Европейский колледж.
МГАХИ – Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.
РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
РГБИ – Российская государственная библиотека искусств.
РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет.
РГПУ – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
СЗИУ РАНХиГС – Северо-Западный институт управления РАНХиГС.
СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет.
УрГАХУ – Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
УрФУ – Уральский федеральный университет.
ФГН НИУ ВШЭ – Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
ФКИ НИУ ВШЭ – Факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.
ФУ РФ – Финансовый университет при Правительстве Российской федерации.
ЦМК СПб – Центр манги и комиксов Санкт-Петербурга (Библиотека А.П. Чехова).
МГУ– Московский государственный университет им. Ломоносова.
НГУ – Новосибирский государственный университет.
НИ ТГУ – Национальный исследовательский Томский государственный университет.
НИИК ВГИК – Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК.

Комментарии (0)
Нет комментариев

Добавить комментарий

Закрыть