Интервью Лары Ван: наука и искусство воедино
Автор: Yuki Maguro
Обложка комикса "Улыбка из прошлого" © Lara Van

 

Представляем вашему вниманию интервью Лары Ван — российского призера международного конкурса немой манги «Silent Manga Audition-2014», победившей в номинации «Приз за мастерство» (The Excellence Award).

Свой глубокий интерес к Древнему Египту Лара Ван смогла перенести  на страницы комикса. В результате такого смелого симбиоза родился неповторимый стиль ее рисованных историй, впитавших в себя все очарование, грандиозность и загадочность древнеегипетской культуры.

 

 

 

Лара Ван коротко о себе:

Обложка комикса "Суд Осириса" © Lara Van

Живу в Москве. Рисую с детства. Помню, как в 8-летнем возрасте изводила тетради, пытаясь на каждой странице покадрово нарисовать движения балерины. По специальности художник-аниматор (окончила московский художественный кинематографический лицей № 333, который ныне уже не существует), работала во многих студиях Москвы, но в связи с учебой в ВУЗе на другой специальности пришлось оставить работу в анимации.

Комиксы начала рисовать лет в 17. Это были просто 5-минутные почеркушки, которые я рисовала по рассказам Чехова. Либо просто баловалась, рисуя по каким-то забавным сюжетам, приходящим мне в голову. Тогда у меня были две мечты: стать художником-аниматором (в 12 лет меня покорила диснеевская анимация, и мне невероятно нравился процесс «оживления» персонажей) и… египтологом (поскольку окончательно и бесповоротно влюбилась в культуру Древнего Египта). Эти две мечты исполнились, и я долго потом металась между искусством и наукой, пока не решила связать их воедино в комиксах. Научную деятельность я оставила, поскольку вовремя осознала, что наука, написание научных статей, преподавание, выступление на конференциях — не мое.

 

Как произошло ваше знакомство с мангой?

Впервые томик манги взяла в руки в одном из берлинских книжных магазинов в декабре 2008 года. Этой мангой была «Paradise Kiss» от Ай Ядзавы. С момента, как я начала читать первые страницы, для меня открылся совершенно новый мир — мир манги. Я поняла, что это именно то, чем я хотела бы заниматься: создавать истории в графике на бумаге, а не для экрана. На страницах манги с помощью различных графических приемов можно было передать чувства и внутренний мир героя, в то время как экран этого не позволял. Я мало что знала тогда о комиксах и манге и уж тем более не могла знать всех нюансов создания «истории в картинках». Поэтому в течение года я много читала мангу разных жанров и только в 2010 стала делать первые шаги в ее рисовании. В то время я создавала раскадровку интуитивно, но уже тогда я понимала, что раскадровка – наиболее важная часть комикса при передаче читателю сюжета и идеи.

Окончательным поворотом в сторону комиксов стал для меня форум в Штутгарте, который проходил в рамках Международного фестиваля анимационного кино, куда я в мае 2009 года была приглашена в качестве режиссера собственного анимационного проекта. За месяц до начала форума я должна была создать аниматик для проекта, но в процессе рисования вдруг осознала, что рисую не сториборд для анимации, а комикс, где пытаюсь именно графическими приемами выразить страх главной героини, что совершенно не годилось для изображения на экране. Кстати, анимационный проект был тоже по древнеегипетским мотивам (хотя однозначно не скажешь, поскольку там примешивается моя буйная фантазия), но он так и остался в недоработанном виде. Быть может, когда-нибудь я и доработаю его, но сейчас анимация как таковая перестала меня интересовать.

 

© Оно Нацумэ
"Blade of the Immortal" © Хироаки Самура

Кого из японских мангак вы бы особенно выделили?

Это, конечно, Самура Хироаки, чьи работы покорили меня своими экспериментами в раскадровке и графике. Благодаря ему я поняла, что манга позволяет экспериментировать с графическими приемами.

Вторая любимая мангака – Оно Нацумэ, она же Бассо. Люблю ее работы за композицию в кадре, виртуозность с помощью раскадровки передавать ощущения и эмоции героев. Именно с помощью раскадровки, а не слов.

 

Практически все ваши комиксы и даже конкурсная работа посвящены Древнему Египту. Чем продиктована такая любовь к данной тематике?

"Суд Осириса" © Lara VanДревним Египтом увлеклась лет в 17. Это было больше, чем увлечение: самостоятельно начала изучать древнеегипетский язык, перечитала все доступные мне на тот момент русскоязычные книги по Древнему Египту. Потом начала рисовать из книг портретные скульптуры. А потом и учеба в ВУЗе на соответствующей специальности.

Несмотря на то, что в анимации я делала попытки  создать нечто «древнеегипетское», к данной тематике в комиксах я пришла не сразу. Сначала я пыталась рисовать современные  истории в жанре «повседневность» и «дзёсэй». Я делала зарисовки, наброски раскадровок, но они мне быстро надоедали, интерес к историям пропадал. Я понимала, что это не мое. Я начала думать о том, а почему бы мне не рисовать то, что мне действительно нравится: на древнеегипетскую тематику. Но меня останавливали две причины: тогда я пока не знала, как именно изобразить то, изучению которого я посвятила много времени и самое важное, как воспримет это читатель.

"Суд Осириса" © Lara Van

В то время я случайно узнала о творчестве  Шади Абдель Салама – египетского художника, режиссера и сценариста, который был также консультантом по костюмам и декорациям для фильма Е. Кавалеровича «Фараон».

Он создал экспериментальный фильм, снятый по древнеегипетской притче «Красноречивый поселянин», созданной 4000 лет тому назад. Фильм произвел на меня огромное впечатление, и я подумала, что в комиксах тоже можно изобразить древний мир в его аутентичном виде, хотя и осознавала, что тем самым я отсеку большую часть аудитории, привыкшую воспринимать «древний мир» через эффектные приключенческие фильмы, которые повествовали обо всем, но только не о древнем мире. Вот так Бальмонт в своем произведении «Край Озириса» сформулировал принцип:

 

«Очевидно, какой-то путь между древним египтянином и современным европейцем, добросовестно изучающим Египет, затерялся, — обломился мост, и надо его построить, если это возможно. И, конечно, это возможно. Но не одним изучением памятников Египта, а отрешением от нашего обычного, сближением нашей впечатлительности с впечатлительностью народов первобытных».

 

Каким образом вы стали развивать тему Древнего Египта в комиксах?

Работа предстояла огромная: мне нужно было заново перерыть все имеющиеся у меня материалы, чтобы найти способ, каким образом можно визуально передать информацию, почерпнутую из древних текстов и научных книг. И чем больше я изучала материал, тем больше убеждалась в необходимости вытащить накопленные знания из замкнутого академического пространства на широкую публику.

"Суд Осириса" © Lara Van"Суд Осириса" © Lara Van"Суд Осириса" © Lara Van

Я обнаружила, что многие древние тексты невероятно актуальны, но мифологическое сознание их древних создателей слишком сильно затрудняет адаптацию для современного читателя. Для эксперимента я нарисовала небольшой ваншот «Суд Осириса», где повествование велось от лица умершего, который со своими грехами и надеждами всеми силами стремится достичь зала Суда Осириса. Процесс создания мне настолько понравился, что ваншот у меня разросся в план на целый том. Пришлось потратить около трех лет, чтобы из «Книги мертвых» и других религиозных текстов сделать сюжет с переживаниями главного героя.

 

Как проходила работа над комиксом для конкурса немой манги?

Когда я узнала о теме конкурса, в моем сознании возникли различные варианты обычных современных сюжетов. Какими-то я заинтересовалась сразу и стала даже рисовать раскадровки, но я быстро потеряла к этим историям интерес. У меня мелькали мысли о том, что можно нарисовать что-то и на древнеегипетскую тематику. Но вот понравится ли это ли жюри? Как показала практика, комиксы на подобную тематику привлекают очень мало читателей. Я на долгое время забросила затею участвовать в конкурсе. Но незаметно для себя я начала формировать сюжет об археологических раскопках. За основу взяла историю находки известного бюста Нефертити, которую в своих дневниках описал немецкий археолог Борхардт. Но идея снова показалась мне сомнительной, и я забросила ее.

"Улыбка из прошлого" © Lara Van

За пару месяцев до дедлайна я попала в больницу. Времени после операции у меня было предостаточно и, лежа на больничной койке, я все же набросала первые страницы «археологической» задумки. И вдруг меня осенило. Если манга немая, как того требуют условия конкурса, то акцент нужно сделать на раскадровке, на ее ритме. Тогда нужно подать историю как фильм на бумаге. После выписки из-за состояния здоровья пришлось повременить с рисованием, но за три недели до дедлайна я все же взяла себя в руки. Я знала, что со своей задумкой не успею, и тогда я перекроила сюжет, подстроив его под главную идею: с помощью кинематографической раскадровки рассказать историю, чтобы ее понял читатель, т.е. соединить анимацию, комикс и приемы кино в единое целое.

Я вспомнила собственные ощущения, когда, будучи в Каирском музее, решилась на непозволительное: убедившись, что никого рядом нет, дотронулась до статуи, чтобы ощутить шероховатости и неровности, оставленные резцом древнего мастера.

На обдумывание раскадровки у меня ушла еще неделя, а на рисование осталось всего лишь две недели. Пару страниц в день для меня было рекордной скоростью. Но мне все равно пришлось выкинуть 5 страниц, в которых главный герой попадает в древний мир и только вспышка фотоаппарата возвращает парня в реальность. В итоге получилась довольно механическая манга, которая ведет читателя от кадра к кадру, «рассказывая» историю. Честно говоря, я не ждала, что моя работа выиграет какой-то приз. Я просто хотела показать, насколько умею справляться с раскадровкой, превратив ее в средство повествования.

 

Ваши планы на ближайшее время? 

Сейчас я со своей бывшей сокурсницей делаю проект: к ее диссертации, посвященной Текстам пирамид (это древнейшие, можно сказать, во всем человечестве, религиозные заупокойные тексты), создаю иллюстрации, приближенные к комиксам. Диссертацию она уже защитила и хочет выпустить ее в виде монографии, к которой я и нарисую страниц 20 иллюстраций.

После того, как закончу «Суд Осириса», перейду к воссозданию «Повести о Синухете» в комиксе. Это, можно сказать, первый древнеегипетский исторический роман об одном вельможе, который, испугавшись дворцовых интриг, вынужден был бежать из Египта и очень долгое время провел за его пределами. Лишь глубоким стариком он смог вернуться на родину. Сюжет невероятно интересный, с реальными историческими личностями, а сам текст создан 4000 лет назад, т.е. в период Среднего царства.  Знаю, что по сюжету этой повести написан роман «Синухе, египтянин» (автор Мика Валтари) и снят фильм «Египтянин», но эти произведения сильно отошли от оригинала. Я же постараюсь воссоздать историю, максимально приближенную к первоисточнику.

Также планирую нарисовать комикс на современную тему. Что-то вроде «Дневник путешественника», где нарисую о своем пребывании в Каире и путешествии по Египту. Кроме того, нарисую о путешествии по Германии: я там много где побывала. За новостями можно следить в моих группах во ВКонтакте или на Дайри.

 

В заключение, что бы вы хотели пожелать начинающим авторам?

Работать, работать и еще раз работать! Учиться анализировать и не бояться создавать что-то свое.

Также выражаю огромную благодарность администраторам сайта Мангалекторий, которые предоставляют нам интересную информацию о мире комиксов и манги. Благодаря этому сайту я и узнала о конкурсе немой манги.

 

Автограф Lara Van для проекта Мангалекторий
Комментарии (0)
Нет комментариев

Добавить комментарий

Закрыть