Интервью Цутому Нихэя
Автор: Rice Trikmol
герои "Матрицы" в исполнении Цутому Нихэя

 

В феврале 2016 года японский журнал манги «Evening» опубликовал интервью с Цутому Нихэем, который был приглашён в качестве специального гостя для работы в составе жюри на конкурсе для начинающих мангак “Shinjin no tōryūmon» («Новички на пути к успеху»). Интервью небольшое, но оно касается некоторых важных аспектов создания манги, включая и то, почему «Рыцари Сидонии» настолько отличаются от его предыдущих работ.

 

 СПРАВКА

Цутому Нихэй — родился в 1971 году. Старая гвардия отаку почитает сэнсэя, главным образом, за мангу «Blame!» (10 томов, 1998—2003). Также среди его работ: «NOiSE» (Приквел к «Blame!», 1 том, 2001), «Wolverine: SNIKT!» (5 глав по заказу Marvel Comics, 2003), «Net Sphere Engineer» (2004), Biomega (6 томов, 2004—2008), «Abara» (2 тома, 2005—2006) и «Sidonia no Kishi» (15 томов, 2009—2015).

Нихэя часто сравнивают с такими представителями фантастического реализма, как Питер Грич и Ханс Рудольф Гигер («Чужой»), а также с художниками-сюрреалистами Здзиславом Бексиньским, Уэйном Барлоу и др.

 

— Было ли рисование манги вашим любимым занятием в детстве?

Нихэй: На самом деле, до 20 лет я почти не рисовал мангу. Мне нравились картинки, но сам я мангу не рисовал. Если честно, моим единственным соприкосновением с мангой в детском возрасте было чтение журнала «Shonen Jump».

 

— Вы меня удивили. Как же так произошло, что, в конце концов, вы стали мангакой?

Нихэй: После окончания школы, я устроился в архитектурное бюро, но мне было неуютно в коллективе, и тогда я осознал, что не создан для командной работы. Я понял, что единственной подходящей мне профессией, позволяющей существовать в обществе, будет такая работа, которую можно делать в одиночестве. Индустрия манги в то время [1990-е годы] была на пике популярности и выглядела перспективным источником заработка. Поэтому я решил уйти с моей работы и отправиться в Нью-Йорк.

Идея заключалась в том, что я смогу рисовать мангу на протяжении года, при этом, не работая, а если план не удастся, то я брошу затею с мангой. Я убил кучу времени, бездельничая в учебном заведении (Parsons School of Art and Design) с другими студентам из Японии и Кореи (смеётся). По-настоящему решительные люди не стали бы слоняться с другими японцами, которые там учились, но я не был столь решительным.

Будучи в Нью-Йорке, я всё же посылал короткие истории в манга-журналы – одну в «Jump» и одну в «Young Magazine», но так и не удостоился приза или чего-то ещё.

 

— Когда вы впервые опубликовались, как это было?

Нихэй: После возвращения в Японию я носился повсюду со своими нарисованными работами, приносил их разным издателям, но больших плодов это не принесло. Тогда я спросил своего друга, где проще получить работу ассистентом мангаки, и он сразу же посоветовал мне сэйнэн-журнал «Afternoon».

Они ответили незамедлительно. В 1995 году я удостоился от журнала «Специального приза жюри» (премия «Afternoon shikishou»), но после этого прошло ещё два года, прежде чем я дебютировал с манга-сериалом. Тем временем я работал ассистентом у Цутому Такахаси, который публиковался тогда в журнале «Afternoon» со своей мангой «Jiraishin». Я до сих пор не имею ни единой догадки о том, что я тогда такого делал, что приобрёл такие технические ноу-хау, просто работая ассистентом.

"Jiraishin" Цутому Такахаси"Net Sphere Engineer" Цутому Нихэй"NOiSE" Цутому Нихэй

 

— А затем в 1997 году вы начали выпускать свой первый манга-сериал «Блам!»? Для начинающего художника это работа ошеломительного масштаба.

Нихэй: Мой опыт работы в архитектурном бюро, должно быть, сыграл в этом большую роль. Смотреть на строящиеся здания, на огромные механизмы, раскапывающие гигантские пространства… Я думаю, масштаб этих строительных работ определенным образом повлиял на меня.

Он повлиял не только на моё представление о масштабах, но также это выработало во мне особое отношение к деталям в манге. В то время, когда я только вернулся в Японию, я работал на полставки в фирме архитектурного дизайна, где, например, научился представлять, как выглядит структура стен изнутри. Так, здания выше 10-ти этажей построены с использованием стальных перекрытий, и сейчас я знаю, как они сконструированы, и могу сказать, как работает система трубопровода. Таким образом, я могу рисовать подобные вещи, даже не обращаясь к справочной литературе.

 

— То есть опыт работы, казалось бы несвязанный с мангой, оказался вам полезен?

Нихэй: По правде говоря, я не люблю возвращаться к своей работе над мангой «Блам!». В ней мало диалогов и они достаточно просты. Читатели склонны считать, что эта манга сложна для понимания, и действительно, тогда я просто хотел сделать что-нибудь странное. На заре своей творческой карьеры я не воспринимал создание манги как работу, а расценивал её как самовыражение. Я не думал о том, чтобы представить читателям развлекательный продукт или сделать произведение, которое будет действительно хорошо продаваться. Вот почему я создал столь непонятную мангу.

«Blame!» Цутому Нихэй (том 10)«Blame!» Цутому Нихэй (том 7)«Blame!» Цутому Нихэй (том 10)

На самом деле «Блам!» завершился с выходом первого тома. Уже после этого манга стала сериализоваться в журнале «Afternoon Season Zōkan», который выходил всего четыре раза в год, что, следовательно, не приносило мне достаточно средств для существования. Так я снова оказался у Цутому Такахаси, совмещая работу ассистента с созданием собственной манги. В итоге случилось так, что я даже попросил брата взять на меня заём – я сам подал запрос, но его отклонили. Жить без средств к существованию – действительно страшно. Это заставило меня впервые задуматься над тем, как обеспечить продажу моим работам, и как читатели видят мою мангу.

 

— Пришло время перемен, не так ли?

Нихэй: Верно, но я всё ещё не был готов объективно взглянуть на вещи. В тот момент я был убеждён, что выучил урок и буду рисовать мангу, которая сможет успешно продаваться, но оглядываясь на эту ситуацию сейчас, я прихожу к выводу, что всё ещё бил мимо цели. Я никогда не продумывал сценарий наперёд, а делал это по мере продвижения. Вот почему люди говорят, что за действием в моих работах тяжело следить. Так, спустя примерно десять лет работы в подобном формате, я решил, в порядке исключения, попробовать создать «нормальную» мангу, изменив стиль рисунка, стараясь сделать мангу наиболее удобной к прочтению, насколько это было возможно. «Рыцари Сидонии» – один из таких результатов.

 

— Действительно, рисунок в «Рыцарях Сидонии» довольно отличается от ваших предыдущих работ.

Нихэй: Да, я хотел добиться от своего рисунка того же уровня, которым Тэдзука привлекал массы читателей (смеётся). Я даже подумывал над псевдонимом, когда начинал «Рыцарей Сидонии». Я хотел, чтобы история была простой, но при этом не потеряла потенциальных читателей. Однако, делая мангу, ориентированную под запросы читателя, я осознавал важность сохранять уверенность в том, что рисовать подобным образом всё ещё интересно и мне самому. Поэтому я решил работать в моём любимом жанре манги о роботах. Тем не менее, если бы я нацелился выпустить хит, то не было бы смысла делать мангу о роботах, т.к. это даже близко не мейнстримовый жанр. В этом смысле, я всё ещё в поисках.

 

— Манга «Рыцари Сидонии» завершилась, став вашей самой известной работой. Чувствуете ли вы сейчас, что вы сделали все правильно?

Нихэй: Думаю да. Конечно, всё ещё есть, куда расти, но по существу всё вышло так, как я и планировал. И я уверен, что в следующий раз смогу сделать нечто ещё более качественное. У меня такое чувство, что мне следует обратить внимание на запросы женской аудитории. Словно я должен нарисовать сёдзё-мангу или что-то в этом роде. Создание «Рыцарей Сидонии» заняло у меня десять лет, но я ощущаю, что способен выработать стратегию по выпуску очередного хита, как это было с моей последней и самой длинной публикацией. Возможно, я утратил навык за это время. С другой стороны, как раз таки чувство борьбы за успех на протяжении последних десяти лет и позволило мне создать «Сидонию».

"Рыцари Сидонии" Цутому Нихэй"Рыцари Сидонии" Цутому Нихэй"Рыцари Сидонии" Цутому Нихэй

И хотя на это ушло 10 лет, я ни разу не думал о том, чтобы бросить работу над мангой. Думаю, это из-за того, что я никогда не был полностью удовлетворён результатом. С тех пор, как я ступил на путь мангаки, я стал еще больше одержим этим. Я всегда любил рисовать, с самого детства, поэтому я счастлив, что могу зарабатывать на жизнь этим ремеслом. Также мне интересно соперничать с другими успешными мангаками. Вот почему я хочу, чтобы мои произведения продавались ещё лучше.

 

— До настоящего времени вы работали исключительно в жанре научной фантастики. Были ли у вас когда-нибудь сложности с генерированием идей?

Нихэй: Никогда. Я всегда увлекался научно-фантастическими романами, которые стали источником большинства моих идей. Думаю, факт того, что романы передают только текст и оставляют читателю право самостоятельно представить в своем воображении персонажей и вселенную, здорово мне помог.

Я всё ещё хочу нарисовать кучу вещей, поэтому планирую и дальше творить в жанре научной фантастики. Я не вижу себя, создающего истории в жанре повседневности, даже если бы я делал сёдзё-мангу (смеётся). К тому же, по сравнению с другими жанрами существует не так много научно-фантастической манги, и думаю это ещё одна причина, по которой я смог выжить в этой индустрии.

 

— Есть ли у вас особый метод создания оригинальных вселенных?

Нихэй: Что ж, я бы предпочёл оставить это в секрете, но догадываюсь, что должен поделиться, ведь это дело чести. Собственно, вот почему я не нанимаю ассистентов. В какой-то мере это происходит из-за того, что я просто хочу рисовать всё сам, но ещё и потому, что мне неважно, насколько хорошо нарисован фон, а важно то, что фон нарисован другим человеком, поэтому он будет казаться мне не таким, как надо.

"Biomega" (том 1)"Biomega" (том 1)"Biomega" Цутому Нихэй

Возможно, это прозвучит высокомерно, но действительно существует небольшой процент людей, рисующих в определённой манере, которую невозможно повторить. Некоторые художники, например, любят девушек и рисуют их всё время. Эта страсть нечто такое, что произрастает из глубины души. Для меня такая страсть – это научная фантастика, ведь я хочу рисовать новые миры и здания. Это желание пришло ко мне естественным образом и думаю, было врождённым. Важно быть честным в подобных вещах.

 

— Когда вы принимаетесь за подготовку новой манги, вы сперва обдумываете основную сюжетную канву или начинаете мозговой штурм с определённой сцены, которую хотите нарисовать? 

Нихэй: Обычно моя манга берёт начало с определённых сцен и ситуаций, которые я хотел бы изобразить. Множество идей ко мне приходит из бесцельного рисования черновых набросков. Например, я думаю о внутреннем устройстве космического корабля, а уже затем обдумываю его внешний вид. Персонажи и взаимоотношения между ними приходят ко мне уже потом, вот почему истории во всех моих мангах так сильно импровизированы.

В «Сидонии» я впервые прописал сценарий от начала и до конца. Я знал, что случится в самом конце, знал, что протагонист повстречает свою любовь и влюбится. Но если быть честным, мне не нравится придумывать в манге людей. В «Сидонии» было важно захватить читателя с помощью мира, в котором происходит история, а не человеческой драмой, и думаю, мне это удалось.

 

— Вы говорите, что не получаете удовольствия, придумывая персонажей-людей, но есть ли герои, которые вам особенно нравятся?

Килли из манги "Blame!" (русский сканлейт)

Нихэй: Возможно это Килли, главный герой манги «Блам!». Он мой идеальный персонаж: сильный и отказывающийся умирать. Фактически, все мои протагонисты бессмертны. Во мне сидит очень сильное желание никогда не умирать, и долгое время я даже думал, что неплохо было бы заменить обычное тело на механическое, поэтому все мои главные персонажи получились такими.

И ещё тот факт, что они всегда влюблены в героинь, которые не являются людьми, возможно, указывает на неосознанную рефлексию моих собственных гадких желаний (смеётся). Наверное то, что любовь находит место в моих историях вопреки моей незаинтересованности к персонажах-людях, показывает, как неотделимо от человека данное чувство. В конце концов, я тоже человек и этим всё сказано.

 

— И напоследок, я бы хотел услышать, что вы надеетесь увидеть в исполнении участников конкурса и чего вы ожидаете от роли председателя жюри?

Нихэй: Я бы хотел увидеть людей, делающих что-нибудь уникальное, нечто такое, что могут нарисовать только они. Это единственное, к чему я сам всегда стремился и это то, что заботит меня до сих пор. Мне было бы также по нраву увидеть больше работ в жанре научной фантастики.

Буду предельно откровенен с вами, я не хочу быть председателем жюри (смеётся). Это высокомерно со стороны художника оценивать работы других, и я не сомневаюсь, что из моих уст любые слова прозвучат лицемерно, это меня и пугает. Хотя думаю, это было бы занятным опытом. Внимательно вчитываясь в чужие работы, я смогу обрести истинное понимание того, что значит создавать мангу, так что жду этого с нетерпением.

"Blame!"

 

Пер. с англ.: Райс Трикмол

Источник: https://mangabrog.wordpress.com/2016/02/29/a-2016-interview-with-tsutomu-nihei/

Комментарии (2)
Dzi
Четверг, 14 Апрель 2016 09:20

Спасибо за статью! Очень увлекательная и познавательная :3

Аноним
Понедельник, 3 Апрель 2017 14:02

Спасибо, интересное чтиво.

Добавить комментарий

Закрыть