Рассказ с картинками
Автор: skitalets
© Skitalets


Часто бывает, что в комикс хочется вставить большую вводную часть: легенду, чьи-то воспоминания или размышления, но так, чтобы они не изобиловали действием и диалогами или красивыми описаниями. Что делать, если у нас есть: 1) много авторского текста; 2) ноль диалогов; 3) желание сделать одну-две страницы комикса.

Просто расположить текст на фоне, стилизованном под листок бумаги, или сопроводить его рамочкой «в тему» было бы скучновато и откровенно халтурно. Но и кадрировать такую часть зачастую проблематично из-за больших блоков авторского текста, да и вставка в этом случае растянется больше, чем на разворот, что не всегда желательно, особенно, если эта часть не имеет огромной важности для сюжета, а просто раскрывает какой-то аспект придуманного мира или личной жизни персонажа. Вывод напрашивается сам собой: вставить текст и сопроводить его картинками. Как раз такой случай я и хочу рассмотреть в этом мастер-классе.

 

1. Сокращение текста и разбивка на блоки

Начинать всегда следует с текста. Это особенно важно, если берётся готовый художественный текст, поскольку какую-то описательную часть всегда можно опустить. Здесь будет действовать правило «меньше букв, больше картинок». Например, внешность персонажа и описание каких-то предметов будут явно лишними, потому что их можно легко изобразить на странице. Также можно отказаться и от описания окружения и излишних подробностей, оставив только концентрированную мысль. Но даже если это текст, написанный специально для комикса, то проверить его на лишние слова всё равно не помешает.

Теперь, когда текст готов, нужно разбить его на смысловые блоки. Поскольку комикс — это всё-таки не совсем книга, сплошной текст на целую страницу, а тем более на разворот, будет не только визуально не привлекательным, он может стать неприятным сюрпризом для читателей, которые ожидали, вообще-то, увидеть  картинку  со словами, а не наоборот.

Итак, блоки не должны быть очень большими, но обязаны содержать относительно законченную мысль, то есть предложение разбивать нельзя, если только не требуется добиться определённого эффекта. На этом этапе текст можно ещё раз подсократить.

Технические мелочи. Существует несколько правил, которые добавят привлекательности тексту:

  • никаких переносов в словах;
  • предлоги, оказавшиеся в конце строки, переносятся на следующую строку;
  • в конце блока не должно оставаться коротких строк (или коротких слов, если блок не длинный), лучше перенести туда ещё одно слово или подтянуть «висячие» строки наверх, сократив немного интервал между символами;
  • межстрочное и межбуквенное расстояние не должно быть слишком большим или маленьким, чтобы не приходилось всматриваться в строки или бегать глазами по странице. Оптимально, если межстрочное расстояние будет чуть меньше высоты строки;
  • ну и самое приятное в комиксах — некоторые слова можно эмоционально окрасить, выделив их жирным.

 

2. Компоновка текста и иллюстраций

© Skitalets

Теперь можно размещать текст на странице и снабжать его изображениями. На этом этапе важно учесть, чтобы порядок чтения блоков был правильным. Читаем мы в комиксе слева направо и сверху вниз, поэтому и тексты располагаются аналогичным образом, чтобы их последовательность не вызывала даже секундного раздумья (в манге порядок чтения справа налево). К слову, иллюстрации тоже следует располагать в правильном порядке просмотра. Если, конечно, это не одна большая фоновая картинка, что было бы слишком просто и скучно.

Форма блоков может быть различной, в зависимости от изображений, но все же желательно не искривлять их невообразимыми фигурами и не вытягивать слишком сильно по вертикали или горизонтали.

 

3. Подбор шрифта и оформление блоков

Я бы не советовала сильно заморачиваться с выбором шрифта, лучше делать его таким же, как и во всём комиксе. В первую очередь, шрифт должен быть таким, чтобы большой текстовый блок читался легко, но при этом не выглядел скучно. Про подбор шрифтов довольно подробно писала Муха в своей статье «Текст в комиксе, манге и BD» – эти же правила будут действовать и для больших текстов.

© SkitaletsСтилизация под иероглифы с трудом читается даже в малом количестве, а большой текст в этом случае можно было бы легко писать на вымышленном языке – эффект тот же. © Skitalets

Вариант 1. Текст на плашках

Это самый простой способ. В этом случае слова располагаются в геометрической фигуре. Фигура при этом может быть любой формы и цвета, главное, чтобы она не мешала читать текст и не отвлекала от рисунка своей вычурностью или несоответствием стилю. Чаще всего используется белый прямоугольник, для которого будут действовать те же правила, что и для баллонов (о которых, опять же, писала Муха в статье «Текст в комиксе, манге и BD»).

Вариант хорош, если текста всё-таки не очень много, а основное действие передано картинками. В противном случае на странице появится много «белых прямоугольников», и она будет выглядеть перегружено или скучновато. В этом случае будет правильнее размещать текстовые блоки не на одной картинке, а перенести их на следующую (добавить больше кадров).

© SkitaletsВариант с фигурной рамочкой © SkitaletsВесь разворот будет выглядеть так. Несколько громоздко, верно? В этом случае лучше будет размещать текстовые блоки не на одной картинке, а добавить «кадров» © Skitalets

Вариант 2. Текст прямо на картинке

При таком раскладе слова располагаются прямо на рисунке, ничем от него не отделяясь. Получается что-то вроде сильно иллюстрированной книжки, где изображение служит атмосферой и дополнением к тексту. Но этот вариант нужно предусмотреть уже на этапе наброска, чтобы оставить место под все блоки. Иначе придётся ухищряться, придумывая способы расположения текста на неоднородной картинке.

© Skitalets© Skitalets© Skitalets

Вариант компоновки страницы без кадров и с текстом без рамок:

© Skitalets

Вариант компоновки страницы с кадрами и текстом на плашках:

© Skitalets

Вариант 3. Текст как элемент иллюстрации

© Skitalets

В этом варианте можно довольно сильно размахнуться, изобразив, например, рабочий стол, заваленный бумагами, фотографиями или другими предметами, что создаст нужное настроение и атмосферу. Главное при «раскидывании» листов по столу учесть, что, если эпизод располагается на развороте, то посередине будет идти сгиб, поэтому слова там размещать нельзя (при сборке книги эта область может совпадать нечётко или открываться не полностью, что сделает текст неудобочитаемым). И, естественно, нужно уделить внимание порядку чтения текста.

 

Автор:  Skitalets

Первая публикация: skitalets. Рассказ с картинками //

Ruscomix magazine. – № 3. – 2012. С. 34-39. ruscomix.deviantart.com

Комментарии (3)
ульяна
Среда, 6 Март 2013 22:22

может стоило первой кратинкой вставить конечный результат,а не вариант *как не надо делать*? а то люди пугаться будут такой красоте XD я точно не помню, но в журнале вроде не так было.

Yuki Maguro
Пятница, 8 Март 2013 11:56

поменяли)

Yuki Chi
Среда, 23 Декабрь 2015 22:57

ухухху, сколько всего, мо моему главное чтобы вкусно выглядело и не бросалось так резко в глаза

Добавить комментарий

Закрыть